МОСКВА, 22 янв — РИА Новости. Американские астрономы
смогли установить точное время и точку, с которой французский художник
Клод Моне писал пейзаж "Этрета, закат", сообщает пресс-служба
университета Техаса.
"Мы смогли определить месяц, день, час и минуты (с точностью плюс-минус одна минута) — когда Моне был вдохновлен этой прекрасной сценой. Моне увидел этот закат 5 февраля 1883 года в 4.53 вечера по местному времени", — говорит профессор Дональд Олсен (Donald Olson).
Один из основоположников импрессионизма Клод Моне зимой 1883 года провел три недели во Франции, в курортном местечке Этрета (Etretat) на побережье Нормандии. Здесь он написал серию пейзажей, на которых видны прибрежные скалы причудливой формы. На одном из этих полотен, названном "Этрета, закат" (Etretat, soleil couchant; Музей Северной Каролины), которое ранее датировалось 1882-1883 годами — видно солнце. Оно дало группе астрономов из университета Техаса ключ для определения момента времени, которое запечатлел художник с точностью до минуты, а также места, где располагался его этюдник.
Ученые во главе с профессором Олсоном отправились в Нормандию, где ходили по берегу во время отлива с репродукциями картины, чтобы найти "точку стояния" художника. "Прогулки" были не очень легким занятием: ученым приходилось карабкаться по острым скалам, покрытым скользкими водорослями. Точка, с которой можно увидеть именно тот пейзаж, который запечатлел Моне, оказалась в 388 метрах от естественной скальной арки Порт д'Амон (Porte d'Amont), запечатленной на других пейзажах цикла.
С помощью компьютерной программы-планетария астрономы определили, когда солнце могло находиться в положении, запечатленном на картине. Это оказался вечер 5 февраля 1883 года, но с учетом возможных ошибок, интервал был расширен с 3 по 7 февраля. Однако анализ таблиц приливов и отливов, а также писем Моне показал, что в другие дни он находился в иных местах. Поэтому 5 февраля осталось единственной датой, когда перед художником открывался этот вид.
Олсен и его коллеги астрономы-криминалисты ранее занимались расследованием точных обстоятельств других исторических событий. Они изучали вторжение Цезаря в Британию, Бостонское чаепитие, первый в истории марафон, а также описания звездного неба в работах Шекспира, Мэри Шелли, Омара Хайяма и других знаменитых писателей.
Исследование оказалось возможным благодаря новаторскому подходу художников-импрессионистов к пейзажной живописи. Мастера этого направления первыми покинули свои мастерские и стали работать на плэнере, рисуя пейзажи непосредственно с натуры. Их художественной задачей было максимально точное воспроизведение света и теней в конкретное времен суток: в частности, цикл Моне "Руанский собор" включает 30 картин, изображающих храм в различном освещении.
"Мы смогли определить месяц, день, час и минуты (с точностью плюс-минус одна минута) — когда Моне был вдохновлен этой прекрасной сценой. Моне увидел этот закат 5 февраля 1883 года в 4.53 вечера по местному времени", — говорит профессор Дональд Олсен (Donald Olson).
Один из основоположников импрессионизма Клод Моне зимой 1883 года провел три недели во Франции, в курортном местечке Этрета (Etretat) на побережье Нормандии. Здесь он написал серию пейзажей, на которых видны прибрежные скалы причудливой формы. На одном из этих полотен, названном "Этрета, закат" (Etretat, soleil couchant; Музей Северной Каролины), которое ранее датировалось 1882-1883 годами — видно солнце. Оно дало группе астрономов из университета Техаса ключ для определения момента времени, которое запечатлел художник с точностью до минуты, а также места, где располагался его этюдник.
Ученые во главе с профессором Олсоном отправились в Нормандию, где ходили по берегу во время отлива с репродукциями картины, чтобы найти "точку стояния" художника. "Прогулки" были не очень легким занятием: ученым приходилось карабкаться по острым скалам, покрытым скользкими водорослями. Точка, с которой можно увидеть именно тот пейзаж, который запечатлел Моне, оказалась в 388 метрах от естественной скальной арки Порт д'Амон (Porte d'Amont), запечатленной на других пейзажах цикла.
С помощью компьютерной программы-планетария астрономы определили, когда солнце могло находиться в положении, запечатленном на картине. Это оказался вечер 5 февраля 1883 года, но с учетом возможных ошибок, интервал был расширен с 3 по 7 февраля. Однако анализ таблиц приливов и отливов, а также писем Моне показал, что в другие дни он находился в иных местах. Поэтому 5 февраля осталось единственной датой, когда перед художником открывался этот вид.
Олсен и его коллеги астрономы-криминалисты ранее занимались расследованием точных обстоятельств других исторических событий. Они изучали вторжение Цезаря в Британию, Бостонское чаепитие, первый в истории марафон, а также описания звездного неба в работах Шекспира, Мэри Шелли, Омара Хайяма и других знаменитых писателей.
Исследование оказалось возможным благодаря новаторскому подходу художников-импрессионистов к пейзажной живописи. Мастера этого направления первыми покинули свои мастерские и стали работать на плэнере, рисуя пейзажи непосредственно с натуры. Их художественной задачей было максимально точное воспроизведение света и теней в конкретное времен суток: в частности, цикл Моне "Руанский собор" включает 30 картин, изображающих храм в различном освещении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий