21/02/2014
ВЕНЕЦИЯ. В начале 1970-х годов Дуглас Купер (Douglas Cooper), друг знаменитой собирательницы искусства, американки Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim) и эксперт по творчеству Фернана Леже (Joseph Fernand Henri Léger), выразил сомнения по поводу подлинности картины этого художника, находившейся в коллекции Пегги. С тех пор, картина, считавшаяся частью знаменитой серии «Контраст форм» (Contraste de Formes), не каталогизировалась и не выставлялась в Музее Гуггенхайма (Guggenheim Foundation), унаследовавшем полную коллекцию племянницы основателя музея Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim).
Десятилетия учёные-искусствоведы, эксперты и знатоки не могли прийти к окончательному выводу относительно подлинности работы. И вот теперь, физики-ядерщики из итальянского Института Ядерной Физики (INFN) с помощью ускорителя частиц доказали, что полотно не могло быть написано художником.
Прийти к окончательному решению помог эффект, известный как «бомбовый пик» - временное значительное повышение концентрации радиоактивного углерода-14 в атмосфере Земли, вызванное массовыми ядерными испытаниями, проводимыми в конце 50-х – начале 60-х годов. Тогда радиоуглерод из атмосферы поступил во все живые организмы, включая произраставшие лен и хлопок, из которых производится холстина для живописи. Пик радиоактивности пришёлся на середину 60-х годов, после чего, уровень радиоуглерода стал резко снижаться, вплоть до достижения прежнего уровня (благодаря подписанию многочисленных международных пактов и договоров, ядерные испытания были запрещены или существенно ограничены).
Исследователи измерили содержание этого изотопа во фрагменте неокрашенного холста спорной работы, которая приписывалась к серии, созданной французским художником-модернистом между 1913 и 1914 годами. Затем, результаты анализа сравнили с кривой «бомбового пика» и другими материалами, произведёнными в тот период, а также до и после него. Таким образом, основываясь на скорости распада радиоуглерода и его фактическом содержании в образце, учёным удалось датировать холст приписываемой Леже картины. Результаты испытаний позволили физикам с полной уверенностью утверждать, что холст для полотна был произведён после 1959 г., то есть, как минимум на четыре года позже смерти Леже в 1955 г.
Этот метод впервые был использован для выяснения подлинности произведения искусства, но имеет большие перспективы в будущем. Правда работать он будет только в отношении тех произведений, которые были написаны в период «бомбового пика». Исследования проводились в лаборатории окружающей среды и объектов культурного наследия (LABEC) во Флоренции, в партнерстве с итальянским Институтом Ядерной Физики и Коллекцией Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim Collection) в Венеции. Результаты экспертизы отдела INFN, занимающегося изучением и диагностикой культурного наследия, были опубликованы в European Physical Journal.
Филипп Райлендс (Philip Rylands), директор музея Пегги Гуггенхайм, выразил благодарность команде физиков из INFN и специалистам LABEC: “После сорока лет сомнений вокруг подлинности этой картины, я почувствовала облегчение. Благодаря применению инновационных научных технологий, облако неопределённости наконец-то было развеяно и мнение Дугласа Купера, завоевавшего заслуженное признание гурманов искусства, подтверждено”.
ВЕНЕЦИЯ. В начале 1970-х годов Дуглас Купер (Douglas Cooper), друг знаменитой собирательницы искусства, американки Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim) и эксперт по творчеству Фернана Леже (Joseph Fernand Henri Léger), выразил сомнения по поводу подлинности картины этого художника, находившейся в коллекции Пегги. С тех пор, картина, считавшаяся частью знаменитой серии «Контраст форм» (Contraste de Formes), не каталогизировалась и не выставлялась в Музее Гуггенхайма (Guggenheim Foundation), унаследовавшем полную коллекцию племянницы основателя музея Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim).
Десятилетия учёные-искусствоведы, эксперты и знатоки не могли прийти к окончательному выводу относительно подлинности работы. И вот теперь, физики-ядерщики из итальянского Института Ядерной Физики (INFN) с помощью ускорителя частиц доказали, что полотно не могло быть написано художником.
Прийти к окончательному решению помог эффект, известный как «бомбовый пик» - временное значительное повышение концентрации радиоактивного углерода-14 в атмосфере Земли, вызванное массовыми ядерными испытаниями, проводимыми в конце 50-х – начале 60-х годов. Тогда радиоуглерод из атмосферы поступил во все живые организмы, включая произраставшие лен и хлопок, из которых производится холстина для живописи. Пик радиоактивности пришёлся на середину 60-х годов, после чего, уровень радиоуглерода стал резко снижаться, вплоть до достижения прежнего уровня (благодаря подписанию многочисленных международных пактов и договоров, ядерные испытания были запрещены или существенно ограничены).
Исследователи измерили содержание этого изотопа во фрагменте неокрашенного холста спорной работы, которая приписывалась к серии, созданной французским художником-модернистом между 1913 и 1914 годами. Затем, результаты анализа сравнили с кривой «бомбового пика» и другими материалами, произведёнными в тот период, а также до и после него. Таким образом, основываясь на скорости распада радиоуглерода и его фактическом содержании в образце, учёным удалось датировать холст приписываемой Леже картины. Результаты испытаний позволили физикам с полной уверенностью утверждать, что холст для полотна был произведён после 1959 г., то есть, как минимум на четыре года позже смерти Леже в 1955 г.
Этот метод впервые был использован для выяснения подлинности произведения искусства, но имеет большие перспективы в будущем. Правда работать он будет только в отношении тех произведений, которые были написаны в период «бомбового пика». Исследования проводились в лаборатории окружающей среды и объектов культурного наследия (LABEC) во Флоренции, в партнерстве с итальянским Институтом Ядерной Физики и Коллекцией Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim Collection) в Венеции. Результаты экспертизы отдела INFN, занимающегося изучением и диагностикой культурного наследия, были опубликованы в European Physical Journal.
Филипп Райлендс (Philip Rylands), директор музея Пегги Гуггенхайм, выразил благодарность команде физиков из INFN и специалистам LABEC: “После сорока лет сомнений вокруг подлинности этой картины, я почувствовала облегчение. Благодаря применению инновационных научных технологий, облако неопределённости наконец-то было развеяно и мнение Дугласа Купера, завоевавшего заслуженное признание гурманов искусства, подтверждено”.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий