Трубы Апокалипсиса. Так бы назвала образы, созданные Андреем Рублевым.
Страшный
суд русского мастера сильно отличается от западноевропейского его
представления с разделением людей на праведников и грешников, одни из
которых возлетают в Эмпирею, другие – низвергаются в ад и страшные
мучения.
Трубы Апокалипсиса –
это не пытки и не деление на хороших и плохих. Это звуки фанфар,
возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу
каждому, приглашая войти в единство с Ним.
Из грозного события сцена Страшного суда превратилась под кистью Андрея Рублева в торжество человеколюбия.
Фрески находятся в Успенском соборе Владимира и является памятником культуры, взятым под охрану ЮНЕСКО.
Глядя
на удивительные фрески, сравнивая их с картинами Босха, понимаешь, чем
русский национальный характер отличается от западно-европейского с его
стремлением не дать или заставить. Столь же строги и образы страшного
суда XII века на иконах и фресках того периода.
«Каждому
воздастся по делам его» – было лозунгом того, что свершится в конце
времен. Андрей Рублев жил на сто лет раньше Босха (родился в 1360 г.) и
стал завершающей точкой в формировании образа русского национального
характера и русской иконописной школы. Отличительная особенность
рублевской школы - доброта, любовь и жертвенность.
Суд
Божий не может быть справедливым и праведным, потому что несть человек,
который поживет и не согрешит. Суд может быть только милостью Божией и
ничем иным. Милость на Страшном суде значительно важнее и сильнее, чем
наказание, важнее страха адских мучений, которыми полны картины Босха.
«Никогда не говори, что Судья справедлив, ведь если бы Он был справедлив, мы все были бы осуждены».
Бог
требует только любви и милости и Сам есть Любовь. Что есть человек
перед силами стихии? Песчинка, червь, раздавить которого не составит
никакого труда. И так ли уж будет велик Бог, если начнет расправляться с
беззащитными? Сила Бога не в этом и не ждет Он от человека
безгрешности. Судный день для всех воскресших – это встреча, встреча
первого дня Нового мира и Нового неба, встреча с милостивым Судиёй.
Так
думал русский иконописец, когда приступал к росписи западной стены
собора. Он опирался на образы живых русских людей, с которыми
встречался, разговаривал, кто только что одолел татаро-монгольское иго
на Куликовом поле. Страшный суд Андрея Рублева – это, прежде всего,
память об ушедших поколениях, создавших землю русскую, воздаяние тем,
кто уже никогда не вернется из боя.
Но
это обращение не только к тем поколениям, что жило до Андрея, но и
взгляд в будущее, навстречу грядущему поколению, которое еще будет жить
после. Страшный суд - это ожидание встречи всех, кто в Судный день
восстанет из гробов, кого отдаст Земля и Море, кого встретит Спаситель.
Таким был замысел Андрея, когда он приступал к росписи сводов храма.
Нужно
было показать единство и соборность всего человечества, идею, взятую у
Сергия Радонежского. И он начинает. Начинает роспись с западной арки
свода под хорами.
На
самом верху арки Андрей изображает круг, в который вписана огромная
полусжатая Рука Божия, в которой Господь содержит души всех праведных.
В той же арке он размещает царя Давида (слева от Руки Божией и пророка Исайю (справа от Руки Божией ).
В
руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда
Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя
кроток и полон тревоги за них.
Фреска
пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и
свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у
которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.
Ниже
образов пророков изображены архангелы с трубами, возвещающими
воскресение мертвых для Страшного суда. Под образом пророка Исайи –
архангел Гавриил с поднятой кверху трубой; напротив, под царем Давидом, с
опущенной к земле трубой - архангел Михаил.
Их
трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море,
отдающие своих мертвецов под звуки трубы. Этот призывный клич
воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску с этого
трубного гласа, возвещающего начало Суда.
Под
сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в
которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их
сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда.
Главная
фигура здесь – «Спас в силах». Христос словно парит над головами
входящих под своды храма через арку с изображениями архангелов. Он
изображен на чисто голубом фоне в мандорле, окруженный небесными силами:
херувимами и серафимами с добрыми глазами.
Лик
Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит
Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука
поднята кверху в благословляющем жесте. Левая опущена вниз, указывая
путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли
и Нового неба. Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах,
словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и
светящаяся золотая одежда.
Над
Спасом изображены два парящих ангела, сворачивающих в свиток старое
небо и отживший мир со старыми светилами, луной и звездами, который
должен уступить место новому и невиданному царству добра и света.
Под
изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред
которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие
страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших
на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева,
как образ искупленного человечества.
Слева
и справа, согласно иконописной традиции деисусного чина, в молитвенных
позах стоят Богородица и Иоанн Креститель, умоляя Спасителя пощадить род
человеческий за их прегрешения. За Богородицей располагается архангел
Михаил, за Иоанном Крестителем - архангел Гавриил. За ними следуют
соответственно апостол Петр и апостол Павел.
Архангелы,
выступая впереди ангелов, словно возглавляют их воинство, изображенное
за спинами восседающих апостолов. Особенно тепло, легко и в свободном
музыкальном ритме изображены ангелы южного свода с благородными и
нежными ликами.
Павел
и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно
возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с
северной и южной стороны от арки. На северной стороне склона – апостолы
Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы
видим ап. Филиппа.
На
южной - Фома, Иаков, Варфоломей, Симон и Иоанн. Лики всех участников
Страшного Суда (ангелов, архангелов, апостолов) выражают не гнев и
страх, а доброжелательное, светлое и спокойное настроение, словно они
идут на встречу, которая должна принести только радость и свет.
Апостол Матфей под кистью Андрея - тихий и кроткий старец, в котором выражена мягкость и расположенность к людям.
Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда.
Андрея
Первозванного Рублев пишет по-особому. По легенде Андрей Первозванный
пришел в Крым, в Корсунь и отправился вверх по Днепру. Ночью на одном
из привалом ему приснился сон, что здесь будет великий город .
Это
предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет
на север в Новгород. Андрей Первозванный у Рублева – крепкий человек с
широкими плечами и крепкой шеей, с густой округлой бородой, размышляющий
о том, чему он должен быть свидетелем.
В
арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех
зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство
Христово. Они изображены в динамике, словно бегут по внутреннему кругу,
опережая друг друга:
медведь
(царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское
царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме
последнего, нет хищного выражения. На этот круг указывает пророку
Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом
низу
Там,
где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим
праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и
Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с
тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.
В
южном своде перед иконостасом Андрей Рублев создает фреску «Шествие
праведников в рай», которая признана всемирным шедевром. Праведников
сопровождают Павел и Петр. Апостол любви, Павел, изображен обернувшимся к
толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке
«Приидите со мною…».
Рядом,
чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. В толпе праведников можно
различить Николая Угодника и Григория Богослова, Савву Освященного и
Антония Великого, Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Напротив «Шествия праведников в рай» размещен сам рай с восседающими в нем праотцами: Авраамом, Исааком и Иаковом.
Там же в раю, между фреской «Шествие в рай» и Авраамовым ложем мы видим благоразумного разбойника.
Из
всех персонажей "Шествия..." особенно поражает лик апостола Петра, о
котором много написано. Петр в изображении Андрея – это сама любовь,
чистая и младенческая, доверчивая и всепрощающая. Это те черты, которые
Андрей Рублев хотел подчеркнуть как истинно русские: доброта, мягкость,
чистосердечие и открытость. Такими он словно завещал всем нам оставаться
всегда, сколько бы веков не прошло: «Будьте, как дети…»
супер вау статья побольше бы таких
ОтветитьУдалить