Иллюстрация Эдварда Гори из книги «Сомнительный гость» («The Doubtful Guest»), 1957
Как ни странно, несмотря на тот факт, что один из самых знаменитых американских художников-иллюстраторов Эдвард Гори (Edward Gorey) родился в Чикаго и прожил там значительную часть своих юных лет, в городе еще ни разу не было ни одной его персональной выставки. По крайней мере, до настоящего момента.
Зато в этом месяце в Чикаго параллельно открылись сразу две такие выставки. Первая из них называется «Элегантные загадки: искусство Эдварда Гори» («Elegant Enigmas: The Art of Edward Gorey») и предлагает комплексный обзор его макабрических творений, наряду с работами художников, на которых они оказали влияние.
Кроме гениальных иллюстраций, Гори был знаменит пристрастием к большим меховым шубам
Экспонаты второй выставки («Г — это Гори, Ч — это Чикаго» («G is for Gorey, C is for Chicago»)) — это частная коллекция Томаса Мичалака (Thomas Michalak) — страстного поклонника Гори, который собирал его работы на протяжении двух десятилетий. Эта коллекция включает редкие экземпляры, которые помогают лучше понять какой человек скрывался за ореолом таинственности и эксцентричности, которым окружал себя Гори-художник: его заметки, ранние рисунки, обложки книг и любовно украшенные конверты от писем, адресованных его матери Хелен.
Иллюстрация Эдварда Гори из книги «Сомнительный гость» («The Doubtful Guest»), 1957
Иллюстрации из книги «Западное крыло»
Обычно Гори называют просто иллюстратором, хотя это далеко не исчерпывающая характеристика его творческой деятельности. Его книжки можно найти в юмористической секции большого книжного магазина или в разделе комиксов, но такие издания как «Предметный урок» («The Object Lesson») многие серьёзные критики называют достойными произведениями сюрреализма.
Из книги «Памятный визит» («The Remembered Visit»)
Еще больше путаницы в предмет разговора вносят его многочисленные эксперименты с формой и жанром: книги без слов, книги размером со спичечный коробок, книги-раскладушки и книги, в которых действуют исключительно неодушевлённые предметы. Как Гори высказался в одном из интервью: «В идеале, если бы что-то было хорошо, его невозможно было бы описать». Сам художник относил свои работы к литературе абсурда, жанру, который приобрёл популярность во многом благодаря произведениям Льюиса Кэрролла и Эдварда Лира.
Из книги «Вагли Умп» («The Wuggly Ump») Эдварда Гори
А то, что его иллюстрации часто называют «готикой», Гори комментировал так: «Если ты работаешь в жанре абсурда, это должно быть что-то ужасное, потому что без смысла иначе никак. Я пытаюсь подумать, существует ли жизнерадостный нонсенс. Жизнерадостная, смешная бессмыслица для детей… боже, как это скучно, скучно, скучно. Как сказал Шуберт, нет счастливой музыки. И это правда, её действительно нет. И, вероятнее всего, счастливого абсурда тоже».
Лимерики
«Как сказал Шуберт, нет счастливой музыки. И это правда, её действительно нет. И, вероятнее всего, счастливого абсурда тоже»
Тем не менее, одно и то же произведение этого жанра можно графически трактовать очень и очень по разному. Взять хотя бы бесчисленные иллюстрации к «Алисе» Льюиса Кэрролла, которые варьируются от стиля, близкого Гори и Тиму Бёртону, до по-миядзакиевски нежных нежных акварелей Ким Ми Джи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий