Последняя муза Данте Габриэля Россетти

В 1850 году Россетти встречает свою музу - Элизабет, в 1860 году она становится его женой. В этот период Россетти создает волнующую галерею женских образов, пламенно-страстных и мечтательно-грустных, - в них неизменно ощущается присутствие Элизабет.



ДЖЕЙН Бердон (МОРРИС)
Джейн Моррис изображена на картинах Данте Габриэль Россетти. Идеальные по пропорциям лицо и фигура?
Соответствие идеальному образу красоты? Или настоящеечувство, любовь? Всепоглощающая страсть женатого человека к замужней женщине. Так кто же вы, Дженни Бёрден? 19 октября 1839 Оксфорд — 26 января 1914.


Джейн Моррис (фото 1865 года) Данте Габриэль Россетти Речная ива 1871 г.
Знаменитая натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитов. Жена Уильяма Морриса, возлюбленная Данте Габриэля Россетти.

Джейн Бёрден родилась в Оксфорде, где жили её родители - Роберт Бёрден и Энн (в девичестве Майзи (Ann Maizey). Отец работал конюхом на извозчичьем дворе, расположенном по адресу Холиуелл-стрит, 65, а мать была неграмотной и, скорее всего, приехала в Оксфорд, чтобы работать прислугой. О детстве Джейн известно очень мало, однако ясно, что оно прошло в бедности и лишениях. Семья жила в одном из многочисленных небольших стандартных домов города.



Портрет Джейн Бёрден Галерея Тейт, Портрет Джейн Моррис Галерея Тейт, Лондон

Джейн не отличалась традиционной красотой, но притягивала внимание как раз своей непохожестью на других. Незаурядная внешность Джейн: высокая, смуглая, худая, с крупными чертами лица и непослушными вьющимися черными волосами - не вписывалась в каноны классической красоты светских барышень. Ее внешний вид с длинной шеей, густыми темными бровями и копной густых черных вьющихся волос как будто окутывала атмосфера таинственности.
В октябре 1857 год Джейн со своей сестрой Елизаветой пошла на выступление театра Драри-Лейн, где Джейн заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Они входили в то время в группу художников, писавших в 1857 г. фрески сценами из книги «Смерть Артура» (14б9 г., издана в 1485 г.) английского писателя Томаса Мэлори в
Оксфордском союзе. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн (в кругу художников-прерафаэлитов ее называли просто Дженни) была моделью для королевы Гвиневры у Россетти.


Данте Габриэль
Россетти Гвиневра (эскиз) 1857 г.




Данте Габриэль Россетти Сэр Ланселот в покоях королевы 1857 г.

Потом она позировала Моррису для картины «Прекрасная Изольда» (La Belle Iseult). Эту картину тоже почему-то называют «Королева Гвиневра» (1858 г.). Напомню, что Гвиневра (или Гиневра, или Джиневра ( Guinevere) ) - супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого стола. То есть Моррис изобразил свою будущую жену Джейн в роли жены короля Артура, изменившей своему мужу. Совпадение?



Уильям Моррис Прекрасная Изольда (Королева Гвиневра) 1858 г.

Встреча с Джейн потрясла Россетти, и он сразу же прозвал ее «Красавица». Говорят, художник был так восхищен ее красотой, что воскликнул: "The stunner!" -, стоя под руку со своей невестой Элизабет Сиддал. При этом существует
два рисунка Джейн, написанные в 1857-58 годах, на которых изображены как будто две разные женщины, хотя оба подписаны, как Портрет Джейн Бёрден. Либо Джейн без макияжа и «при параде», либо две стороны характера и души молодой женщины.



Портрет Джейн Моррис в 18 лет 1857 г. Портрет Джейн Моррис 1858 г.

Россетти очень увлекся своей новой моделью, но чувствовал свои обязательства перед Элизабет Сиддал, здоровье которой уже начало ухудшаться. А вот его близкий друг Уильям Моррис сделал девушке предложение, которое она приняла. Уильям Моррис (William Morris) (1834–1896) - английский поэт, художник и общественный деятель, друг Россетти, член «Братства прерафаэлитов».
До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители, скорее всего, предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения, Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она вошла в высшее английское общество.
Существует легенда, что именно Джейн Бёрден послужила прототипом для героини «Пигмалиона» Бернарда Шоу - Элизы Дуллитл.
История любви Уильяма Морриса при этом очень печальна. Он, выходец из богатой семьи полюбил дочь конюха. «Я не могу написать вас, но я люблю вас», — написал он на обороте незаконченного рисунка. Картина «Королева Гвиневра» так и осталась единственной его живописной работой.
Итак, Джейн Бёрден стала женой Уильяма Морриса, что не мешало ей, впрочем, быть любовницей Д. Г. Россетти.



Джейн Моррис Портрет Джейн Моррис

Венчание Морриса и Бёрден состоялось 26 апреля 1859 года в церкви Святого Михаила в Оксфорде, 9 июня 1860 года состоялась свадьба. Поначалу супруги жили в «Красном доме», расположенном в Бекслихефе (Кент).
Первые годы брака были довольно счастливыми — не считая того, что Моррис и домашний уют попытался превратить в искусство, но при этом быт его совсем не интересовал, например, он забыл зарезервировать номер в гостинице на время свадебного путешествия. В этом браке Джейн родила двух дочерей – Джейн Алису (Дженни) в 1861 году и Мэри (Мэй) в 1862 году.

Генри Джеймс в одном из писем так описывал свой визит к Моррису и саму Джейн Бёрден :
«О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всем. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушенного пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся черных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие темные лаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми черными изогнутыми бровями... Высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство. На стене висел ее портрет почти в натуральную величину кисти Россетти, настолько странный и нереальный, что если бы вы его видели, то приняли бы за болезненное видение, но необыкновенной похожести и верности чертам. После обеда… Моррис прочитал нам одну из своих неизданных поэм... а его жена, страдая от зубной боли, отдыхала на софе, с платком у лица. Мне казалось, что было что-то фантастичное и удаленное от нашей настоящей жизни в этой сцене: Моррис, читающий плавным античным размером легенду о чудесах и ужасах (это была история Беллерофонта), вокруг нас живописная подержанная мебель квартиры (каждый предмет — образчик чего-либо), и, в углу, эта сумрачная женщина, молчаливая и средневековая со своей средневековой зубной болью».



Джейн Моррис 1860 г. Джейн Моррис 1869-70г.г.

А потом что-то надломилось — в нем ли, в ней ли. За год до свадьбы он оправдывал неверную жену Артура — мог ли он
предположить, что на месте короля окажется сам. Потом в течение многих лет они жили в Келмскотт Мейнор (англ. Kelmscott Manor) на границе Оксфордшира и Уилтшира. Этот дом в настоящее время открыт для публики.
В 1860 году две пары молодоженов, чета Россетти и чета Моррис, проводили большую часть времени вместе. Когда Элизабет умирает, Россетти негде искать поддержки, кроме как у Джейн.



La Pia de Tolomei 1868-80 г.г.

После смерти Элизабет Сиддал увлечение Россетти Джейн возобновилось, и в июле 1865 году он сделал серию ее
фотографий в саду возле их дома. Многие из этих фотографий дошли до наших дней, и позволяют нам увидеть, как реальная Джейн Моррис выглядела в то время, и дают возможность сравнить «живую» Музу с теми ее стилистическими портретами, которые писал Россетти.



Фото Джейн Моррис Фото Джейн Моррис 1865 г. Джейн не скрывала свою связь с Россетти, его картина «Venus Verticordia» достаточно красноречива. Таким образом,
Джейн становится последней музой Россетти.



Venus Verticordia 1864-68 г.г. Синее шелковое платье 1868 г.

Рисовал художник ее постоянно! Иногда он смешивал черты обеих своих возлюбленных – умершей Лиззи и всегда
находящейся рядом Джейн, но, по сути дела, всю жизнь он писал одну и ту же прекрасную даму

.


Огонь 1870 г. Портрет спящей Джейн Моррис 1873 г.

Под конец его видения становятся несколько однообразными, а от простоты и безыскусности прерафаэлитов он отходит в
сторону сложного символизма, страсти или сентиментальности, мистицизма и роскоши. В его картинах часто присутствуют литературные или мифологические персонажи, связанные с несчастливой любовью, или наоборот – погруженные в себя и свою красоту.
В этой связи можно назвать много картин Россетти. Например, "Марианна" (1877) – на картине изображена героиня пьесы Шекспира "Мера за меру", оставленная своим возлюбленным. Или "Прозерпина" (1874), изображающая богиню подземного мира, похищенную своим супругом. К этой же "серии" относятся картины Грезы (1888), Ла Гирландата (Увенчанная, 1873)и Астарта (1877), на которой изображена сирийская богиня любви. Кстати, Астарта, сирийская богиня любви, считалась одновременно и доброй и жестокой. Придавая ей черты Джейн Моррис, Россетти, вероятно, хотел сказать этим нечто о своих связанных с Джейн мучениях.



Марианна 1870 г. Женщина у окна 1879 г.



Прозерпина 1874 г. Галерея Тейт, Лондон

А вот история о Прозерпине.
Из мифов о Прозерпине известно, что когда эта богиня собирала на лугу цветы, ее заметил Плутон, царь подземного мира. Воспылав любовью, он умчал ее на колеснице, заставив бездну развернуться перед ними, и Прозерпина была унесена в подземное царство. Плутон вынужден был отпустить ее, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина треть года стала проводить в царстве мертвых и две трети года - в царстве живых.
На картине Россетти Прозерпина погружена в мечтательно-грустное созерцание. Ее чувственная и одновременно мистическая, тревожная красота подобна романтическому видению - глубокие, затененные серые глаза, тяжелые волны волос, трагический разрез губ, всевозможные оттенки зеленого на одеждах подчеркивают ее чувственность.

В 1871 году Россетти и Вильям Моррисс совместно арендовали коттедж Келмскотт Мейнор, расположенный на границе Оксфордшира и Уилтшира. В июле того же года Моррис привез Джейн в Келмскотт Мейнор и уезжает в Исландию, оставив свою жену наедине с Россетти. Причина, видимо в том, что Уильям Моррис окончательно потерял надежду вернуть жену. Очень эмоциональный, темпераментный человек, горячо любивший супругу, он, тем не менее, осознавал, что не в силах ничего поделать в сложившейся ситуации. Но он допускал ее роман со своим близким другом, так как не
хотел видеть Джейн несчастной и, как убежденный социалист и идеалист, не считал ее своей собственностью, давая право самостоятельно делать выбор. При этом, как нерешительный человек, Моррис решил не выяснять отношения, а ретироваться. Он уезжает надолго в Исландию. Плодами поездок стали переводы скандинавских саг и большая поэма о Сигурде.
В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он всегда отличался чувствительностью по отношению к любой критике, поэтому испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним.
С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей
огромное количество полотен, обессмертив ее имя так же, как и имя Элизабет Сиддал. Среди самых известных его работ этого периода - «Дневные грезы» (1877). Причем, существует два варианта картины, написанные в разные годы.
Россетти создал эту великолепную картину уже после того, как Джейн перестала регулярно позировать для него; основой послужила более ранняя зарисовка, на которой она сидит под деревом в Келмскотте, местечке на Темзе, где Россетти делил дом с семейством Моррисов. Книга говорит о ее любви к чтению, а платан с нераспустившимися бутонами - о наступлении весны. Побег жимолости в руке у Джейн тоже являет символ преданности.



Дневные грезы 1872-78 г.г. Дневные грезы 1880 г.

Во время долгих часов позирования для картины Джейн увидела, насколько сильна зависимость Россетти от одурманивающего действия хлоралгидрата, и это, наряду с его влюбленностью, могло повлиять на ее решение несколько отдалиться от художника. При этом, в 1874 году Моррис отказался выплачивать свою часть за аренду коттеджа. Это означало, что, следуя общественным традициям, Джейн не могла более оставаться там вместе с Россетти, если не хотела
окончательно погубить собственную репутацию. Россетти с 1875 по 1876 год арендовал коттедж на побережье Сассекса, и Джейн вновь приехала к нему и оставалась с ним на протяжении четырех месяцев.



Джейн

В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала
понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками. Остаток жизни Россетти провел затворником. Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти в 1882 году.


Беатриче 1879 г. Женщина у окна 1880
.


Пандора (эскиз) 1869 г.
Когда не стало Россетти, Джейн Моррис сказала: "Если бы вы знали его, вы бы полюбили его, и он бы полюбил вас - все, кто знал его, были увлечены им. Он был совершенно не похож на всех других людей".



Эвелин де Морган Портрет Джейн Моррис 1904 г.

В 1896 году Джейн похоронила мужа – Уильяма Морриса. Сама Джейн Моррис встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате, где она жила в доме по адресу Брок-стрит 5.

Вот такой любовный треугольник, в котором люди, связанные дружбой, любовью, изменой, смогли из отзвуков личных трагедий создать законы художественного мира.

Остается добавить, что в 2006 году в Великобритании вышел мюзикл «Охваченные страстью» о любовной интриге между Джейн Бёрден, женой художника Уильяма Морриса (в спектакле он под именем Топси), и Данте Габриэлем Россетти (в спектакле - Габриэль). Автор сценария - Тереза Говард, музыка Стивена Эдиса.



Анна Франколини в роли Джейн в мюзикле "Охваченные страстью"

В аннотации к мюзиклу говорится: Этот спектакль о том, как девочка с окраины Оксфорда стала позировать художникам-прерафаэлитам в работе над фресками в Оксфордском Союзе, и это перевернуло ее жизнь. Она вышла замуж за Топси, хотя ее сердце с самого начала украл Габриэль. Когда жена Габриэля – Лиззи, совершает самоубийство, он теряет желание заниматься живописью. Топси предлагает Габриэлю воспользоваться, как моделью, его женой Джейн, надеясь, что вдохновение возвратится к Габриэлю. Несколько встреч Габриэля с Джейн снова пробуждает их юную любовь, они пускаютсяв вихрь любовных страстей.
Мюзикл показывает целую гамму человеческих эмоций, в сюжете присутствуют безумие, самоубийство, призраки, наркотики, любовь, смерть и искусство. Любовная история Габриэля и Джейн в некоторых музыкальных сценах ассоциируется с историей Тристана и Изольды.

Материалы из ВИКИПЕДИИ и сайтов:

Да, был я здесь давно.
Когда, зачем - те дни молчат.
В дверях я помню полотно,
Трав аромат,
Вздох ветра, речки светлое пятно.

Я знал тебя давно.
Не помню встреч, разлук, мой друг:
Но ты на ласточку в окно
Взглянула вдруг,
И прошлое - ко мне пришло оно.

Всё было уж давно?
И времени, унёсшись прочь,
Как жизнь, вернуть любовь дано:
Смерть превозмочь,
И день, и ночь пророчить нам одно?
(Данте Габриэль Россетти)




...Вечером этого дня Элизабет ужинала в ресторане на Лестер-Сквер вместе с мужем и поэтом Алджерноном Суинберном. Все отмечали ее приподнятое настроение и даже кажущееся улучшение самочувствия. Неудивительно, ведь Лиззи снова ждала ребенка. После ужина Россетти отвез жену домой. Выходя из дома, чтобы прочесть еженедельную лекцию в колледже, художник последний раз увидел Лиззи, стелющей постель…

Той февральской ночью она так и не проснулась. Россетти не мог поверить в такую развязку. Одного за другим он вызывал четырех врачей. Но, несмотря на все их усилия, Элизабет Сиддал умерла, так и не придя в сознание. В половине восьмого утра 11 февраля 1862 года была констатирована ее смерть от передозировки лауданумом.

Габриэль казался безутешным. Все, что он мог теперь, это преподнести своей жене прощальный подарок. Он спрятал в ее роскошных рыжих волосах свои стихи, перевитые ее лентами. Впрочем, пройдет всего семь лет, и художник совершит обескураживающий поступок. Решив вернуться к поэзии, он пожалеет об утраченных стихах. По его запросу гроб с телом Сиддал будет эксгумирован, и заветные листы снова окажутся в руках Россетти, а потом будут изданы. Все его за это осуждали.

Кто знает, что руководило художником в тот момент? Было ли это тщеславие поэта или же следствие постепенной деградации, вызванной алкоголизмом и употреблением наркотиков? Именно из-за последней причины Джейн Берден в конечном счете свела их общение только к переписке.

Но можно утверждать точно, что Россетти так и не забыл свою рыжеволосую музу. Спустя долгие годы, он все еще хранил ее наряды и безделушки. Россетти говорил Милле: «Если я не буду находить ее следы по всему дому, я скорей всего умру».

В 1870 году была закончена картина «Beata Beatrix». На ней Элизабет, изображенная в образе Беатриче, сидит, залитая нездешним золотым светом. Глаза смежены наступающей смертью. А Святой Дух в образе птицы вкладывает в ее ладони цветок белого мака. Так художник запечатлел мгновение перехода любимой женщины по ту сторону.

Разумеется, Элизабет не стала последней женщиной в жизни художника. В дальнейшем другие музы поселялись в его сердце. Однако Элизабет Сиддал по праву заняла свое место в пантеоне богинь Россетти. Как достойный носитель имени Данте, он обрел свою Беатриче в покойной жене. И кто бы в дальнейшем ни появлялся в его жизни, тень Лиззи преследовала его до конца.





Такой она всегда была:
Мы удивляемся тому,
Что не дают нам зеркала
Исчезнуть полностью во тьму.
Мне кажется, она вот-вот
Вздохнёт, рукою шевельнёт,
И с губ, раскрывшихся едва,
Слетят сердечные слова...
Над ней теперь трава растёт.

Увы! пробился лучик в щель,
И горший мрак в тюрьме возник,
За ночь и день смогла капель
Дать одиночеству язык.
Вот всё, что от любви такой
Осталось - кроме скорби той,
Что в сердце сохраняет свет,
И тайн, в которых смысла нет
Над небесами, под землёй.

Данте Габриэль Россетти






В своих очах Любовь она хранит;
Блаженно все, на что она взирает;
Идет она - к ней всякий поспешает;
Приветит ли - в нем сердце задрожит.

Так, смутен весь, он долу лик склонит
И о своей греховности вздыхает.
Надмение и гнев пред нею тает.
О донны, кто ее не восхвалит?

Всю сладость и все смиренье дум
Познает тот, кто слышит ее слово.
Блажен, кому с ней встреча суждена.

Того ж, как улыбается она,
Не молвит речь и не упомнит ум:
Так это чудо благостно и ново.



Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.



Она идет, восторгам не внимает,
И стан ее смиреньем облачен,
И, кажется: от неба низведен
Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.

Такой восторг очам она несет,
Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,
Которой непознавший не поймет,

И словно бы от уст ее идет
Любовный дух, лиющий в сердце сладость,
Твердя душе: «Вздохни...» - и воздохнет.

Данте Габриэль Россетти.


Комментариев нет:

Отправить комментарий