Вечером 4 июня в Лондоне завершилась традиционная серия летних
торгов, посвященных русскому искусству и антиквариату. Четыре
крупнейших аукционных дома — Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и
Bonham’s — сумели установить новые ценовые рекорды. Однако далеко не
всем представленным шедеврам удалось привлечь внимание коллекционеров и
инвесторов.
Самым прибыльным стал аукцион Christie’s: его общая выручка составила более $40 млн, а среди новых рекордсменов оказались произведения Василия Верещагина («Жемчужная мечеть в Агре», $6,1 млн), Владимира Боровиковского («Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой с детьми», $5 млн) и Александра Головина («Годы учения св. Сергия Радонежского», $646 600). Прошедшие 2 июня торги стали также самыми успешным в истории дома в категории «Русское искусство».
На следующий день Sotheby’s собрал около $30,5 млн (самый высокий результат дома в этом сегменте за последние 6 лет) и заявил 12 рекордов. Топовыми лотами стали картины «Голова крестьянина» Казимира Малевича и «Дети с зонтиками» Аристарха Лентулова: оба полотна превысили свою оценочную стоимость более чем в три раза и ушли с молотка за $3,3 млн каждая. Абсолютный лидер эстимейта — портрет «Молодой конструктор» Александра Дейнеки ($3-5 млн) — так и не нашел своего покупателя.
Специализирующийся исключительно на русском искусстве дом MacDougall’s выручил почти $17 млн. Его бестселлером стало полотно «Восточный город. Бухара» Павла Кузнецова, проданное за максимальные для художника $3,9 млн. Общая сумма, полученная Bonham’s, в этот раз составила около $10,5 млн. Почти половину из них разделили между собой картина Рериха «Дымы мира» ($2,390 млн) и фигурка «Мещанка» Фаберже ($2,015 млн).
Профильные торги предметами русского искусства проходят в британской столице ежегодно, как правило, в ноябре и июне.
Вспомним 10 ярких рекордов «русской недели» прошлых лет.
Михаил Перхин (1860-1903), Фирма К. Фаберже
Аукцион: Christie’s, ноябрь 2007
Эстимейт: $12,360 — 18,540 млн
Продано: $18 499 830
Работа ведущего ювелира мастерской Карла Фаберже, создателя более половины императорских пасхальных яиц, установила сразу три рекорда в истории аукционов — самое дорогое произведение русского искусства, самые дорогие часы и самое дорогое изделие Фаберже. Выполненный по заказу Беатрис Эфрусси, предмет должен был стать подарком по случаю помолвки ее младшего брата Эдуарда Ротшильда в 1905 году.
Настольные часы в знаковой для ювелирного дома форме напоминают вазу — их высота вместе с постаментом составляет около 30 см. Каждый час золотая крышка открывается: поднимается богато инкрустированный золотом, эмалью и бриллиантами петушок, который делает четыре взмаха крыльями, затем трижды кивает головой, открывая клюв и кукарекая, после чего раздается бой часов. Все представление длится примерно 15 секунд.
До продажи в 2007 году яйцо находилось в частной коллекции семьи Ротшильдов. По результатам аукциона, на котором присутствовала сама внучка Карла Фаберже, после десятиминутной борьбы (необычно долгой для аукциона) обладателем шедевра стал российский бизнесмен Александр Иванов, основатель Русского национального музея и владелец Музея Фаберже в Баден-Бадене.
Николай Рерих (1874-1947)
Аукцион: Bonham’s, июнь 2013
Эстимейт: $1,200-1,800 млн
Продано: $13 199 908
Картина, известная также под названием «Мадонна Лаборис», стала не только рекордной продажей художника, но и самым дорогим художественным полотном, когда-либо реализованным на «русских» арт-торгах. Она входит в серию работ Рериха, посвященную образу Богоматери. Полотно, написанное в гималайской долине Кулу в 1931 году, занимает среди них особое место: Елена Рерих неоднократно называла «Труды Богоматери» одним из любимейших творений, вышедших из-под кисти ее супруга.
Известно, что в год создания произведения Эстер Лихман привезла его в Нью-Йорк. В середине 1930-х шедевр оказался в собственности Луиса Хорша, впоследствии был приобретен доктором Харви Спенсером Луисом, членом ордена Розенкрейцеров (международная организацией, посвященная «изучению неуловимых тайн жизни и вселенной») и знакомым Рериха, после чего попал к частному коллекционеру со Среднего Запада. Имя владельца, продавшего полотно, так же как и последнего покупателя, отвоевавшего картину по телефону, не разглашается.
Петр Кончаловский (1876-1956)
Аукцион: Sotheby’s, ноябрь 2013
Эстимейт: $6,000-7,700 млн
Продано: $7 500 000
Полотно советского художника, которого часто называют «русским сезаннистом», уникально не только как самый дорогой его шедевр, проданный на торгах. Эта картина считается самой большой среди всех творений Кончаловского и является одним из трех существующих портретов его семьи (два других находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея).
Прошлогодний осенний аукцион Sotheby’s установил рекорд для произведений другого ярчайшего участника объединения «Бубновый валет», в которое входил Кончаловский, — Роберта Фалька. Его картина «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая», написанная в том же году, предварительно оценивалась в $4,3-6 млн. Ее конечная стоимость не разглашается, однако, по заявлению аукционного дома, в отличие от работы Кончаловского, она в значительной мере превышает свой верхний эстимейт.
Примечательно, что обе картины продали в частном порядке почти за неделю до официального начала торгов. Покупатель шедевров предпочел сохранить инкогнито, известно лишь, что он проживает в России.
Илья Репин (1844-1930)
Аукцион: Christie’s, июнь 2011
Эстимейт: $4,899-8,165 млн
Продано: $7 423 893
Нетипичная для Репина с точки зрения сюжета картина тем не менее поставила мировой рекорд по стоимости его работ, когда-либо выставленных на аукционах. До этого самым дорогим произведением художника был «Портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой», проданный аукционным домом MacDougall’s в 2009 году.
Художник написал полотно во время своего пребывания в Париже в 1870-х годах в качестве студента-стипендиата от Академии художеств. Тогда будущий классик экспериментировал и находился в творческом поиске, разрываясь между традиционно русскими мотивами и модной европейской художественной манерой.
Известно, что в 1882 году картину приобрели у художника некие супруги Авантсо. Позднее полотно выкупил племянник Ивана Шишкина Николай Стахеев, известный меценат и строитель доходных домов. С 1916-го по 2011 год картина находилась в собственности семьи, фамилия которой не называется.
Илья Машков (1881-1944)
Аукцион: Christie’s, июнь 2013
Эстимейт: $1,522-2,283 млн
Продано: $7 253 662
Картину впервые представили на премьерной выставке авангардного объединения «Бубновый валет», проходившей с декабря 1910 по январь 1911 года в Москве. Christies’s описывает лот как «самый значительный образец русского неопримитивизма из всех живописных работ, появлявшихся на торгах в последние годы».
В последний раз натюрморт был доступен широкой публике в 1913 году в Городском музее Амстердама. Вероятнее всего, именно там картину приобрел Виллем Беффи, известный собиратель немецкого и русского экспрессионизма. Через некоторое время она оказалась в реестре голландского арт-дилера Лендерта Лира, у которого ее перекупили в 1976 году. В ходе прошлогодних торгов полотно приобрел анонимный покупатель по телефону.
Борис Кустодиев (1878-1927)
Аукцион: Christie’s, ноябрь 2012
Эстимейт: $2,300-3,000 млн
Продано: $7 063 619
Самая дорогая из когда-либо проданных картин художника относится к серии работ, изображающих народные типажи. «На фоне великих социальных потрясений и установившегося нового миропорядка в послереволюционные, а затем в послевоенные годы это символическое полотно сыграло роль эмблемы поставленного в России дерзкого эксперимента, воплотив в одном образе ту Россию, которую русские решили представить всему миру» — так описывали картину перед аукционом Christie’s.
Неслучайно именно это полотно использовали для афиши Выставки русского искусства 1924 года, организованной в Нью-Йорке Игорем Грабарем. После смерти художника картина находилась у его жены. В 1936 году она продала ее Петру Капице, известному советскому физику, из коллекции которого картина и поступила на аукцион, приуроченный к 40-летнему юбилею «русских» торгов Christie’s. Полотно досталось частному покупателю из Европы, участвовавшему в торгах по телефону.
Василий Поленов (1844-1927)
Аукцион: Bonham’s, ноябрь 2011
Эстимейт: $1,900-2,800 млн
Продано: $6 822 081
Самая дорогая картина Поленова, когда-либо проданная на аукционе, входит в его знаменитый цикл «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы), который он считал «главным трудом своей жизни». «Кто из вас без греха» — вариант более раннего полотна художника «Христос и грешница», которое хранится в Русском музее.
В 1924 году картину приобрел Чарльз Крейн на Выставке русского искусства в отеле «Гранд Сентрал Палас». В том же году Крейн подарил шедевр одному из американских учебных заведений. Полотно долгие годы украшало стены научной библиотеки, пока его не отыскали специалисты аукционного дома. В 2011-м покупатель предпочел остаться инкогнито, однако в 2014 году картину обнаружили в резиденции бывшего украинского президента Виктора Януковича.
«Евангельский круг», как сам автор часто называл свою серию, в полном составе представлен лишь в репродукциях одноименного альбома, изданного в Праге в 1912 году. На сегодняшний день местонахождение большинства подлинных картин серии остается неизвестным.
Михаил Нестеров (1862-1942)
Аукцион: Sotheby’s, апрель 2007
Эстимейт: $2,000-3,000 млн
Продано: $4 296 000
Картина Нестерова, проданная семь лет назад за максимальную на сегодняшний день сумму, является авторским повторением «Видения отроку Варфоломею» (Третьяковская галерея). Она входит в цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского.
Начав работу над картиной в 1889 году, художник завершил ее через 32 года после «Видения отроку Варфоломею». Полотно вышло вдвое меньше по размерам, в верхнем левом углу холста появилась луна (как и на картине «Элегия. Слепой музыкант», Государственный Русский музей). Изменилось и выражение лица молодого Сергия, что исследователи связывают с изменениями настроения самого автора.
Впервые картина была представлена на нью-йоркской Выставке русского искусства в 1924 году (наряду с уже упомянутыми картинами Василия Поленова и Бориса Кустодиева). С того времени и вплоть до 2007 года полотно находилось в семье потомков Луиса и Нетти Хорш, американских меценатов и покровителей Николая Рериха. Имя нынешних владельцев неизвестно.
Иван Шишкин (1832-1898)
Аукцион: MacDougall’s, июнь 2013
Эстимейт: $2,000-3,000 млн
Продано: $3 314 757
Картина, к сюжету которой Шишкин неоднократно обращался в своих произведениях, установила рекорд по стоимости среди всех его работ, когда-либо проданных на аукционах. Натурой для «Сумерек», как и многих других «лесных» картин художника, послужила местность вблизи деревни Сиверская под Петербургом, где многие русские живописцы и писатели рубежа XIX-XX веков имели или арендовали дачи.
Последний раз широкой публике полотно было доступно на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где ее приобрел частный покупатель из Финляндии. Спустя двадцать лет картину продали на одном из аукционов в Хельсинки анонимному коллекционеру, у которого она находилась до лета 2013 года. Настоящий владелец «Сумерек» также проживает в Европе.
Виктор Васнецов (1848-1926)
Аукцион: Christie’s, ноябрь 2011
Эстимейт: $463 500-772 500
Продано: $1 710 927
Масштабное полотно, выполненное в характерном для Васнецова былинном жанре, изначально удостоилось скромной оценки, но по результатам торгов стало рекордным для художника. Прототип работы — картина «Илья Муромец», хранящаяся в московском Доме-музее Васнецова. «Богатырь» не только никогда раньше не попадал на аукционы, но и был неизвестен широкой публике. До торгов в 2011 году произведение находилось в британской семье, один из членов которой был другом живописца и получил картину от него в дар.
Другими видными рекордсменами ноябрьских торгов 2011-го назад стали редчайшая работа «Из окна старого дома. Введенское» кисти Марии Якунчиковой (продано за $1,069 млн) и пейзаж Ивана Похитонова, академика живописи и члена «Товарищества передвижников», большая часть архива которого погибла во время Второй мировой войны.
Самым прибыльным стал аукцион Christie’s: его общая выручка составила более $40 млн, а среди новых рекордсменов оказались произведения Василия Верещагина («Жемчужная мечеть в Агре», $6,1 млн), Владимира Боровиковского («Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой с детьми», $5 млн) и Александра Головина («Годы учения св. Сергия Радонежского», $646 600). Прошедшие 2 июня торги стали также самыми успешным в истории дома в категории «Русское искусство».
На следующий день Sotheby’s собрал около $30,5 млн (самый высокий результат дома в этом сегменте за последние 6 лет) и заявил 12 рекордов. Топовыми лотами стали картины «Голова крестьянина» Казимира Малевича и «Дети с зонтиками» Аристарха Лентулова: оба полотна превысили свою оценочную стоимость более чем в три раза и ушли с молотка за $3,3 млн каждая. Абсолютный лидер эстимейта — портрет «Молодой конструктор» Александра Дейнеки ($3-5 млн) — так и не нашел своего покупателя.
Специализирующийся исключительно на русском искусстве дом MacDougall’s выручил почти $17 млн. Его бестселлером стало полотно «Восточный город. Бухара» Павла Кузнецова, проданное за максимальные для художника $3,9 млн. Общая сумма, полученная Bonham’s, в этот раз составила около $10,5 млн. Почти половину из них разделили между собой картина Рериха «Дымы мира» ($2,390 млн) и фигурка «Мещанка» Фаберже ($2,015 млн).
Профильные торги предметами русского искусства проходят в британской столице ежегодно, как правило, в ноябре и июне.
Вспомним 10 ярких рекордов «русской недели» прошлых лет.
«Яйцо Ротшильда», 1902
Михаил Перхин (1860-1903), Фирма К. Фаберже
Аукцион: Christie’s, ноябрь 2007
Эстимейт: $12,360 — 18,540 млн
Продано: $18 499 830
Работа ведущего ювелира мастерской Карла Фаберже, создателя более половины императорских пасхальных яиц, установила сразу три рекорда в истории аукционов — самое дорогое произведение русского искусства, самые дорогие часы и самое дорогое изделие Фаберже. Выполненный по заказу Беатрис Эфрусси, предмет должен был стать подарком по случаю помолвки ее младшего брата Эдуарда Ротшильда в 1905 году.
Настольные часы в знаковой для ювелирного дома форме напоминают вазу — их высота вместе с постаментом составляет около 30 см. Каждый час золотая крышка открывается: поднимается богато инкрустированный золотом, эмалью и бриллиантами петушок, который делает четыре взмаха крыльями, затем трижды кивает головой, открывая клюв и кукарекая, после чего раздается бой часов. Все представление длится примерно 15 секунд.
До продажи в 2007 году яйцо находилось в частной коллекции семьи Ротшильдов. По результатам аукциона, на котором присутствовала сама внучка Карла Фаберже, после десятиминутной борьбы (необычно долгой для аукциона) обладателем шедевра стал российский бизнесмен Александр Иванов, основатель Русского национального музея и владелец Музея Фаберже в Баден-Бадене.
«Труды Богоматери», 1931
Николай Рерих (1874-1947)
Аукцион: Bonham’s, июнь 2013
Эстимейт: $1,200-1,800 млн
Продано: $13 199 908
Картина, известная также под названием «Мадонна Лаборис», стала не только рекордной продажей художника, но и самым дорогим художественным полотном, когда-либо реализованным на «русских» арт-торгах. Она входит в серию работ Рериха, посвященную образу Богоматери. Полотно, написанное в гималайской долине Кулу в 1931 году, занимает среди них особое место: Елена Рерих неоднократно называла «Труды Богоматери» одним из любимейших творений, вышедших из-под кисти ее супруга.
Известно, что в год создания произведения Эстер Лихман привезла его в Нью-Йорк. В середине 1930-х шедевр оказался в собственности Луиса Хорша, впоследствии был приобретен доктором Харви Спенсером Луисом, членом ордена Розенкрейцеров (международная организацией, посвященная «изучению неуловимых тайн жизни и вселенной») и знакомым Рериха, после чего попал к частному коллекционеру со Среднего Запада. Имя владельца, продавшего полотно, так же как и последнего покупателя, отвоевавшего картину по телефону, не разглашается.
«Семейный портрет в мастерской», 1917
Петр Кончаловский (1876-1956)
Аукцион: Sotheby’s, ноябрь 2013
Эстимейт: $6,000-7,700 млн
Продано: $7 500 000
Полотно советского художника, которого часто называют «русским сезаннистом», уникально не только как самый дорогой его шедевр, проданный на торгах. Эта картина считается самой большой среди всех творений Кончаловского и является одним из трех существующих портретов его семьи (два других находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея).
Прошлогодний осенний аукцион Sotheby’s установил рекорд для произведений другого ярчайшего участника объединения «Бубновый валет», в которое входил Кончаловский, — Роберта Фалька. Его картина «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая», написанная в том же году, предварительно оценивалась в $4,3-6 млн. Ее конечная стоимость не разглашается, однако, по заявлению аукционного дома, в отличие от работы Кончаловского, она в значительной мере превышает свой верхний эстимейт.
Примечательно, что обе картины продали в частном порядке почти за неделю до официального начала торгов. Покупатель шедевров предпочел сохранить инкогнито, известно лишь, что он проживает в России.
«Парижское кафе», 1875
Илья Репин (1844-1930)
Аукцион: Christie’s, июнь 2011
Эстимейт: $4,899-8,165 млн
Продано: $7 423 893
Нетипичная для Репина с точки зрения сюжета картина тем не менее поставила мировой рекорд по стоимости его работ, когда-либо выставленных на аукционах. До этого самым дорогим произведением художника был «Портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой», проданный аукционным домом MacDougall’s в 2009 году.
Художник написал полотно во время своего пребывания в Париже в 1870-х годах в качестве студента-стипендиата от Академии художеств. Тогда будущий классик экспериментировал и находился в творческом поиске, разрываясь между традиционно русскими мотивами и модной европейской художественной манерой.
Известно, что в 1882 году картину приобрели у художника некие супруги Авантсо. Позднее полотно выкупил племянник Ивана Шишкина Николай Стахеев, известный меценат и строитель доходных домов. С 1916-го по 2011 год картина находилась в собственности семьи, фамилия которой не называется.
«Натюрморт с фруктами», 1910
Илья Машков (1881-1944)
Аукцион: Christie’s, июнь 2013
Эстимейт: $1,522-2,283 млн
Продано: $7 253 662
Картину впервые представили на премьерной выставке авангардного объединения «Бубновый валет», проходившей с декабря 1910 по январь 1911 года в Москве. Christies’s описывает лот как «самый значительный образец русского неопримитивизма из всех живописных работ, появлявшихся на торгах в последние годы».
В последний раз натюрморт был доступен широкой публике в 1913 году в Городском музее Амстердама. Вероятнее всего, именно там картину приобрел Виллем Беффи, известный собиратель немецкого и русского экспрессионизма. Через некоторое время она оказалась в реестре голландского арт-дилера Лендерта Лира, у которого ее перекупили в 1976 году. В ходе прошлогодних торгов полотно приобрел анонимный покупатель по телефону.
«Извозчик», 1920-1923
Борис Кустодиев (1878-1927)
Аукцион: Christie’s, ноябрь 2012
Эстимейт: $2,300-3,000 млн
Продано: $7 063 619
Самая дорогая из когда-либо проданных картин художника относится к серии работ, изображающих народные типажи. «На фоне великих социальных потрясений и установившегося нового миропорядка в послереволюционные, а затем в послевоенные годы это символическое полотно сыграло роль эмблемы поставленного в России дерзкого эксперимента, воплотив в одном образе ту Россию, которую русские решили представить всему миру» — так описывали картину перед аукционом Christie’s.
Неслучайно именно это полотно использовали для афиши Выставки русского искусства 1924 года, организованной в Нью-Йорке Игорем Грабарем. После смерти художника картина находилась у его жены. В 1936 году она продала ее Петру Капице, известному советскому физику, из коллекции которого картина и поступила на аукцион, приуроченный к 40-летнему юбилею «русских» торгов Christie’s. Полотно досталось частному покупателю из Европы, участвовавшему в торгах по телефону.
«Кто из вас без греха», 1908
Василий Поленов (1844-1927)
Аукцион: Bonham’s, ноябрь 2011
Эстимейт: $1,900-2,800 млн
Продано: $6 822 081
Самая дорогая картина Поленова, когда-либо проданная на аукционе, входит в его знаменитый цикл «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы), который он считал «главным трудом своей жизни». «Кто из вас без греха» — вариант более раннего полотна художника «Христос и грешница», которое хранится в Русском музее.
В 1924 году картину приобрел Чарльз Крейн на Выставке русского искусства в отеле «Гранд Сентрал Палас». В том же году Крейн подарил шедевр одному из американских учебных заведений. Полотно долгие годы украшало стены научной библиотеки, пока его не отыскали специалисты аукционного дома. В 2011-м покупатель предпочел остаться инкогнито, однако в 2014 году картину обнаружили в резиденции бывшего украинского президента Виктора Януковича.
«Евангельский круг», как сам автор часто называл свою серию, в полном составе представлен лишь в репродукциях одноименного альбома, изданного в Праге в 1912 году. На сегодняшний день местонахождение большинства подлинных картин серии остается неизвестным.
«Видение Святому отроку Сергию», 1922
Михаил Нестеров (1862-1942)
Аукцион: Sotheby’s, апрель 2007
Эстимейт: $2,000-3,000 млн
Продано: $4 296 000
Картина Нестерова, проданная семь лет назад за максимальную на сегодняшний день сумму, является авторским повторением «Видения отроку Варфоломею» (Третьяковская галерея). Она входит в цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского.
Начав работу над картиной в 1889 году, художник завершил ее через 32 года после «Видения отроку Варфоломею». Полотно вышло вдвое меньше по размерам, в верхнем левом углу холста появилась луна (как и на картине «Элегия. Слепой музыкант», Государственный Русский музей). Изменилось и выражение лица молодого Сергия, что исследователи связывают с изменениями настроения самого автора.
Впервые картина была представлена на нью-йоркской Выставке русского искусства в 1924 году (наряду с уже упомянутыми картинами Василия Поленова и Бориса Кустодиева). С того времени и вплоть до 2007 года полотно находилось в семье потомков Луиса и Нетти Хорш, американских меценатов и покровителей Николая Рериха. Имя нынешних владельцев неизвестно.
«Сумерки», 1896
Иван Шишкин (1832-1898)
Аукцион: MacDougall’s, июнь 2013
Эстимейт: $2,000-3,000 млн
Продано: $3 314 757
Картина, к сюжету которой Шишкин неоднократно обращался в своих произведениях, установила рекорд по стоимости среди всех его работ, когда-либо проданных на аукционах. Натурой для «Сумерек», как и многих других «лесных» картин художника, послужила местность вблизи деревни Сиверская под Петербургом, где многие русские живописцы и писатели рубежа XIX-XX веков имели или арендовали дачи.
Последний раз широкой публике полотно было доступно на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где ее приобрел частный покупатель из Финляндии. Спустя двадцать лет картину продали на одном из аукционов в Хельсинки анонимному коллекционеру, у которого она находилась до лета 2013 года. Настоящий владелец «Сумерек» также проживает в Европе.
«Богатырь», 1920
Виктор Васнецов (1848-1926)
Аукцион: Christie’s, ноябрь 2011
Эстимейт: $463 500-772 500
Продано: $1 710 927
Масштабное полотно, выполненное в характерном для Васнецова былинном жанре, изначально удостоилось скромной оценки, но по результатам торгов стало рекордным для художника. Прототип работы — картина «Илья Муромец», хранящаяся в московском Доме-музее Васнецова. «Богатырь» не только никогда раньше не попадал на аукционы, но и был неизвестен широкой публике. До торгов в 2011 году произведение находилось в британской семье, один из членов которой был другом живописца и получил картину от него в дар.
Другими видными рекордсменами ноябрьских торгов 2011-го назад стали редчайшая работа «Из окна старого дома. Введенское» кисти Марии Якунчиковой (продано за $1,069 млн) и пейзаж Ивана Похитонова, академика живописи и члена «Товарищества передвижников», большая часть архива которого погибла во время Второй мировой войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий