Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина принимает в своих стенах выставку: Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо.
Знаменательно, что выставка проходит в год, объявленный в России Годом культуры и одновременно Годом туризма Россия – Италия.
Расположенный на
севере Италии в городе Бергамо музей, широко известный как Академия
Каррара, обладает богатейшей коллекцией живописи и занимает достойное
место среди ведущих мировых художественных собраний, а по числу
хранящихся в нем шедевров превосходит некоторые более прославленные и
масштабные музейные коллекции.
Якопо Беллини. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
В этом образе
Мадонны с Младенцем Якопо Беллини уходит от канонов готического
искусства, переносивших евангельское повествование в придворный мир
Средневековья, и выбирает иное настроение – классическую сдержанность и
умиротворенность. Художник творил в переломную эпоху; после переходного
этапа, соединившего в себе пышный стиль готики с новым пониманием
пространства, построенного еще без соблюдения правил перспективы.
В центральной
группе, изображающей Мадонну и Младенца, которого она заботливо
поддерживает, обращает на себя внимание мастерское использование
светотени, а также классическое благородство персонажей, безмятежность
выражения их лиц, и замедленность жестов. В то же время Беллини еще
тесно связан со средневековым искусством. Это особенно заметно в том, с
какой тщательностью он работает красками. Мы словно переносимся в
утонченный позднеготический мир: розовое одеяние Марии написано нежными,
прозрачными мазками – незаметно перетекая друг в друга, они переходят
от серого подготовительного слоя к верхнему , написанному столь мягко,
что кажется, будто поверхность картины покрыта не плотной краской, а
легчайшей пыльцой.
Одна необычная
деталь – соловей, которого Младенец держит на тонкой нити, привязанной к
указательному пальцу правой руки. В средневековой, особенно
провансальской, поэзии соловей с его мелодичным пением, часто
доносящимся издалека, означал любовь. Впоследствии он стал
символизировать весть о любви Христа к людям.
Беноццо ди Лезе ди Санто, прозванный Беноццо Гоццоли. МАДОННА СМИРЕНИЕ
Сцена картины
отличается миниатюрной тонкостью исполнения и проникновенным лиризмом:
перед нами райский сад, в котором Дева Мария восседает на полу из
мрамора с цветными прожилками, на первом плане два ангела исполняют
небесную музыку, другие два ангела, стоящие поодаль. Поддерживают
большой сверкающий золотом покров, за которым простирается усыпанный
цветами луг. Картину отличает исключительное внимание к мельчайшим
деталям, особенно к драгоценным тканям с изящным золотым шитьем: материя
покрова передана с помощью процарапанных по живописи штрихов, благодаря
которым золото на красном фоне выглядит рельефным и поверхность кажется
настоящей парчой; таким же образом украшены и нимбы.
Мадонна смирение написана Беноццо Гоццоли в ранние годы.
Франческо Бонсиньори. ПОРТРЕТ ДЖАН ФРАНЧЕСКО ГОНЗАГА
Погрудный портрет,
нехарактерный для Северной Италии второй половины XV века, выглядит
внушительно и монументально. Его герой, словно с трудом втиснувшийся в
пространство картины, - элегантно одетый. Полноватый молодой дворянин с
припухшими веками, приоткрытым ртом, кудрявыми черными волосами –
запечатлен погруженным в свои мысли. Судя по виду, ночь он провел в
придворных утехах. Одежда молодого человека отличается показной
дороговизной. Ворот камзола на портрете отделан тончайшим золотым
шитьем, переданным рельефно. На груди драгоценная подвеска на золотом
шнуре: круглый черный оникс в оправе из рубинов с жемчужинами.
Картина довольно рано приобрела известность.
Джованни Беллини. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Эта картина, предлагающая единственное в своем роде решение фигуры Младенца, по праву признана одним из лучших и оригинальных произведений Джованни Беллини.
Как нередко бывает у
Беллини, лишь на первый взгляд картина проникнута теплой домашней
атмосферой. Существует и второй уровень прочтения – изображение Мадонны с
Младенцем напоминает Оплакивание, таким
образом художник будто предсказывает события последних лет жизни Христа.
Выражение лица Девы Марии задумчивое, печальное: её взор устремлен
вдаль, словно в предчувствии будущего. С другой стороны. Необычная поза
Младенца – аллюзия (намек) на Христа, несущего крест. О сложной
иконографии картины говорит и другая деталь, не сразу бросающаяся в
глаза: дева Мария поддерживает сына, так, будто не хочет отпускать его
от себя.
Джироламо Дженга. СВЯТОЙ АВГУСТИН СОВЕРШАЕТ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ НАД ОГЛАШЕННЫМИ
Действие сцены,
редко изображавшейся художниками. Разворачивается в помещении с четко
выстроенной перспективой, точка схода которой приходится на большую
старинную купель. К ней один за другим устремляются обнаженные люди – в
их движениях столько порыва, что кажется, будто наблюдаешь не
христианское таинство, а средневековые сцены погружения в источник
молодости.
Оглашенные - в
христианстве — люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в
основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный»
означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским
догматам»).
Бартоломео Монтанья. СВЯТОЙ ИЕРОНИМ
Святой Иероним
сидит на каменной скале, он удобно расположился, сбросил грубые
деревянные сандалии, и, закрыв книгу. Задумчиво сжимает в руке четки. У
ног святого улегся лев, а Иероним любуется расстилающимся перед его
взором пейзажем. Пейзаж изобилует деталями: деревянный мостик, монахи,
олень, разнообразная растительность, в глубине – величественный дворец
эпохи Возрождения. Художник словно хочет сазать. Что достигнув высшей
мудрости, святой понял: размышления о многообразии мира куда важнее
ученых занятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий