Уникальная выставка


Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина принимает в своих стенах выставку: Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо.
Знаменательно, что выставка проходит в год, объявленный в России Годом культуры и одновременно Годом туризма Россия – Италия.

Расположенный на севере Италии в городе Бергамо музей, широко известный как Академия Каррара, обладает богатейшей коллекцией живописи и занимает достойное место среди ведущих мировых художественных собраний, а по числу хранящихся в нем шедевров превосходит некоторые более прославленные и масштабные музейные коллекции.

Якопо Беллини. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
 

В этом образе Мадонны с Младенцем Якопо Беллини уходит от канонов готического искусства, переносивших евангельское повествование в придворный мир Средневековья, и выбирает иное настроение – классическую сдержанность и умиротворенность. Художник творил в переломную эпоху; после переходного этапа, соединившего в себе пышный стиль готики с новым пониманием пространства, построенного еще без соблюдения правил перспективы.
В центральной группе, изображающей Мадонну и Младенца, которого она заботливо поддерживает, обращает на себя внимание мастерское использование светотени, а также классическое благородство персонажей, безмятежность выражения их лиц, и замедленность жестов. В то же время Беллини еще тесно связан со средневековым искусством. Это особенно заметно в том, с какой тщательностью он работает красками. Мы словно переносимся в утонченный позднеготический мир: розовое одеяние Марии написано нежными, прозрачными мазками – незаметно перетекая друг в друга, они переходят от серого подготовительного слоя к верхнему , написанному столь мягко, что кажется, будто поверхность картины покрыта не плотной краской, а легчайшей пыльцой.
Одна необычная деталь – соловей, которого Младенец держит на тонкой нити, привязанной к указательному пальцу правой руки. В средневековой, особенно провансальской, поэзии соловей с его мелодичным пением, часто доносящимся издалека, означал любовь. Впоследствии он стал символизировать весть о любви Христа к людям.

Беноццо ди Лезе ди Санто, прозванный Беноццо Гоццоли. МАДОННА СМИРЕНИЕ
 

Сцена картины отличается миниатюрной тонкостью исполнения и проникновенным лиризмом: перед нами райский сад, в котором Дева Мария восседает на полу из мрамора с цветными прожилками, на первом плане два ангела исполняют небесную музыку, другие два ангела, стоящие поодаль. Поддерживают большой сверкающий золотом покров, за которым простирается усыпанный цветами луг. Картину отличает исключительное внимание к мельчайшим деталям, особенно к драгоценным тканям с изящным золотым шитьем: материя покрова передана с помощью процарапанных по живописи штрихов, благодаря которым золото на красном фоне выглядит рельефным и поверхность кажется настоящей парчой; таким же образом украшены и нимбы.
Мадонна смирение написана Беноццо Гоццоли в ранние годы.

Франческо Бонсиньори. ПОРТРЕТ ДЖАН ФРАНЧЕСКО ГОНЗАГА
 

Погрудный портрет, нехарактерный для Северной Италии второй половины XV века, выглядит внушительно и монументально. Его герой, словно с трудом втиснувшийся в пространство картины, - элегантно одетый. Полноватый молодой дворянин с припухшими веками, приоткрытым ртом, кудрявыми черными волосами – запечатлен погруженным в свои мысли. Судя по виду, ночь он провел в придворных утехах. Одежда молодого человека отличается показной дороговизной. Ворот камзола на портрете отделан тончайшим золотым шитьем, переданным рельефно. На груди драгоценная подвеска на золотом шнуре: круглый черный оникс в оправе из рубинов с жемчужинами.
Картина довольно рано приобрела известность.

Джованни Беллини. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
 

Эта картина, предлагающая единственное в своем роде решение фигуры Младенца, по праву  признана одним из лучших и оригинальных произведений Джованни Беллини.

Как нередко бывает у Беллини, лишь на первый взгляд картина проникнута теплой домашней атмосферой. Существует и второй уровень прочтения – изображение Мадонны с Младенцем напоминает Оплакивание, таким образом художник будто предсказывает события последних лет жизни Христа. Выражение лица Девы Марии задумчивое, печальное: её взор устремлен вдаль, словно в предчувствии будущего. С другой стороны. Необычная поза Младенца – аллюзия (намек) на Христа, несущего крест. О сложной иконографии картины говорит и другая деталь, не сразу бросающаяся в глаза: дева Мария поддерживает сына, так, будто не хочет отпускать его от себя.

Джироламо Дженга. СВЯТОЙ АВГУСТИН СОВЕРШАЕТ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ НАД ОГЛАШЕННЫМИ
 

Действие сцены, редко изображавшейся художниками. Разворачивается в помещении с четко выстроенной перспективой, точка схода которой приходится на большую старинную купель. К ней один за другим устремляются обнаженные люди – в их движениях столько порыва, что кажется, будто наблюдаешь не христианское таинство, а средневековые сцены погружения в источник молодости.
Оглашенные -  в христианстве — люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).

Бартоломео Монтанья. СВЯТОЙ ИЕРОНИМ
 

Святой Иероним сидит на каменной скале, он удобно расположился, сбросил грубые деревянные сандалии, и, закрыв книгу. Задумчиво сжимает в руке четки. У ног святого улегся лев, а Иероним любуется расстилающимся перед его взором пейзажем. Пейзаж изобилует деталями: деревянный мостик, монахи, олень, разнообразная растительность, в глубине – величественный дворец эпохи Возрождения. Художник словно хочет сазать. Что достигнув высшей мудрости, святой понял: размышления о многообразии мира куда важнее ученых занятий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий