ЧИТАЙТЕ, ЧТОБЫ ЖИТЬ


Некоторые говорят, что чудес не бывает.
А как же книги? 
Они реальны. 
Проведите пальцами по странице. 
Сожмите в руках обложку. 
Можете даже попробовать картонный уголок на зуб, как монету. 
Никакого мошенничества! 
Там живет волшебство. Там останавливается время. 
Там можно не умирать. 
Так что не слушайте некоторых — каждый из нас сталкивался с чудом… по ту сторону книги.
/Надея Ясминска. Книгармония/

Botticelli, Virgin of the Magnificat, (detail) 1480-81



В начале приведу цитату Средневекового итальянского поэта Франческо Петрарки/ 1304-1374 гг./

"В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас".

ослик читающий :)
Abbeville, Bibl. mun. ms. 3, Psalter, 13th-14th century



Порой во время длинного телефонного разговора, при прослушивании чего-то(кого-то) занудного, а бывает порой и на работе, рука так и тянется к карандашу и листку бумаги. 
И мы принимаемся спонтанно и бессознательно рисовать нечто простенькое: фигурки, смайлики, зигзаги, одним словом каракули. 
В школе многие ученики чертили на полях тетрадного листа, на промокашке или даже в самом учебнике эдакие "абстрактные водовороты".
Знакомо такое? 
Я вот, к примеру, выслушивая надоедливых говорунов по телефону, в раздражении черчу зубцы замковой стены. 
Ага...именно такие...;)

Так вот, некоторые люди, жившие столетия назад, тоже проделывали подобное. 
Несколько примеров покажу здесь.

▼ От 11 по 13 века на страницах обнаруживались бестелесные головы, устрашающе плавающих на полях,
Floating Heads in Avranches BM 210 © Enluminures


или неопознанные животные


Часто попадаются изображения маленьких рук, которые как бы указывают на какие-то особо важные слова или фразы текста. Прям как аналог современного маркера, коим обводят ключевые фразы.


И да! Трудно определить "возраст" таких вольных начертаний. 
Были ли они накарябаны самим писцом, или же их добавили 50, а то и 100 лет спустя. 
Однако, из них можно узнать интересности, к примеру причёску. 
Эти каракули показывают кудрявые головы людей.
The Medieval ‘Do’ © Enluminures


Мы также можем видеть важность презентации книг. 
Есть много примеров людей, изображённых с книгами или демонстрирующих свои книги другим. 
Возьмем, к примеру, этого человека:


▼ «Брат Джон – сумасшедший!» 
Эдакая карикатурная каракуля и надпись на странице, сделанная монахом.
Видимо этот брат Джон не хило действовал на нервы рисовальщику(10th c (St Gall MS 42). 


▼ Каракули скучающего средневекового ученика.

Каракули 15 века в самом низу рукописи Juvenal's Satires. 
Этот классический текст был весьма популярен и использовался при обучении молодых студентов. 
А говорится там о нравах. 
Средневековый учитель Alexander Nequam говорил:
"Пусть студент прочитает..., чтобы он мог узнать ещё в молодости, что пороков следует сторониться".
Но эта сохранившаяся страница показывает как ученики относились к этим правилам, втайне желая ослушаться их.
Студент, использовавший эту книгу нарисовал разудалого человека с цветком в одной руке, и с какой-то дудкой. 

Carpentras, Bibliothèque Municipale, MS 368


▼ Каракули в нижней части "Book of Deer" (период c. 850-1000, Шотландия) 
Рукопись находится в Кембриджском университете.




Словом, каракули добавляют книгам своеобразную прелесть, напоминая нам, что когда-то давным-давно реальный, живой человек пользовался этой рукописью.
Своей несерьёзностью эти рисунки помогают иначе взглянуть на творчество и воображение человека Средних веков.

И стопудово прав автор книги "Имя розы" Умберто Эко, сказав: 
"Проследив историю книги, можно восстановить историю цивилизации".


▼ Напоследок самое редкое и изысканное.

Крупным планом деталь начала англо-саксонской эпической поэмы "Беовульф". 
Первое слово "Hwæt!" ( "Слушай!" ). 
Считается, что стихотворение было составлено в 7-ом веке в Восточной Англии.


Поэзия Данте Алигьери (1265-1321). Год создания книги 1457.
( Dante Alighieri, . Comincia la prima parte della cantica onero co[m]media chiamata i[n]ferno del chiarissimo poeta Dante Alinghieri di Firenze : manuscript, 1457)


Круглый Часослов всего 9 см в диаметре. Сделанный в Брюгге в 1480 году.
Codex Rotundus, a small book of hours, 9 cm diameter, made in Bruges in 1480


И даже после смерти она продолжает читать. 
Надгробие самого начала 16 века. 
Кафедральный собор, Часовня Святой Анны. Лиссабон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий