Ткани Сони Делоне вылились в дизайн автомобиля, орнаменты Пабло Пикассо в 1963 использовали при создании куртки après-ski, а совместные работы Дали и Скиапарелли воплотились в шляпке-туфле. Но всего этого не было бы, если бы великие художники время от времени не обращались к дизайну текстиля.
Далеко не всегда поле деятельности художников ограничивается исключительно пространством холста — иногда самые интересные творческие эксперименты происходят вовсе не в живописи, а в текстиле. Мы выбрали 5 художников, чей дизайн ткани ничуть не уступают их самым известным картинам.
1. Густав Климт
Самый известный художник главного декоративного направления в искусстве ар-нуво — Климт, конечно, — не мог обойти стороной моду и ткани. Его последняя возлюбленная Эмилия Флеге управляла модным домом, а Климт, в свою очередь, придумывал для неё эскизы тканей и фасоны платьев. Представить себе, как они выглядели, можно, посмотрев на любой женский портрет венского художника: узоры платьев практически в точности повторяли орнаменты его картин. Растительные мотивы модерна в сочетании с геометрическими формами и излюбленной художником позолотой позволяли создавать множество элегантных и разнообразных фактур, очень выигрышно выглядевших на статной подруге Климта.
Несколько дробные узоры создавали единый образ тонкими колористическими решениями австрийского художника: зелёно-синие прохладные тона отсылали к теме моря и стихий, тёплые пудрово-розовые в невесомых материях — к женственной наготе. И сегодня орнаменты Густава Климта остаются одними из самых тиражируемых источников для вдохновения модельеров. Мотивы его полотен использовали в своих коллекциях Джон Гальяно и бренд Aquilano.Rimondi.
2. Леон Бакст
Леон Бакст, один из самых ярких художников, входивших в объединение «Мир искусства», в основном известен своими художественно-театральными эскизами для проектов Дягилева (в том числе и для знаменитых «Русских сезонов»). Однако помимо знаменитых эскизов костюмов в 1920-е годы Бакст разрабатывал и орнаменты для тканей. В них художник обращался к традиционным для русского лубка животным и растительным мотивам, будто сошедшим со страниц сказок. Эскизы для тканей были выполнены в технике акварели.
Это добавляет палитре деликатность и свежесть. В узорах Бакст использует и более экзотические мотивы: зелёные попугаи и чёрные фигурки отсылают к орнаментам примитивов Америки, а жёлтые и синие ажурные линии навеяны культурой Индии. Несмотря на большое количество живности на тканях, художнику не изменяет чувство композиции — все орнаменты скомпонованы в геометрически правильные формы. Остается только сожалеть, что пёстрые эскизы Леона Бакста хоть и были впоследствии воссозданы на шёлке, так и не превратились в платья.
3. Соня Делоне
Красочный и жизнеутверждающий «орфизм» знаменитой французской художницы, первой женщины, работы которой появились в экспозиции Лувра, в определенный момент увлек её в мир текстиля. После Первой мировой войны Соня, будучи в Португалии, а затем и в Испании, активно обращается к сфере дизайна. Гармония ярких цветов и идеальной формы круга, так часто появляющихся в картинах Делоне, очень выигрышно смотрелась на тканях. Дробные геометрические формы либо резко контрастирующих, либо, наоборот, похожих между собой оттенков подходят и для прозрачных, и для более плотных материй.
Мотивы зигзагов, наложенных друг на друга прямоугольных и цилиндрических форм отражают стилистику художницы и дух времени. Помимо дизайна тканей Делоне использует свои орнаменты для создания ковров, игральных карт, обуви и даже автомобиля. В комплекте к нему она придумывает коллекцию из шапочек для езды с открытой крышей в красном, зелёном, сером и охристом тонах с характерным геометрическим орнаментом. А в 1939 году её оптическое платье, размещённое на фоне автомобиля, украшает обложку Vogue.
4. Пабло Пикассо
Пикассо обращается к тканям довольно поздно — только в 1950-х, и мотивы орнаментов напрямую связаны с его работами этого периода. Возвращение к примитивизму и нарочитая детскость в манере Пикассо позволяют ему создать очень экспрессивные ткани с архаичными, живыми изображениями. Динамичная чёрно-белая ткань с рисунком фавна Musical Fawn, созданная приблизительно в 1963 году, использует мотивы наскальной живописи.
Пикассо часто внедряет в орнамент рукописный текст или так любимый им в эти годы сюжет с быками. Чаще всего ткани выполнены либо в черно-белой, либо в солнечной тёплой гаммах. В том же 1963 Пикассо создает рисунок на хлопковой водонепроницаемой материи, которая используется фирмой White Stag при производстве куртки для après-ski. Кроме того, текстильные решения испанского художника, впрочем, как и его картины, полны духа свободы и молодости, поэтому они пользуются большим спросом у молодёжи и часто применяются в коллекциях демократичных фирм.
5. Сальвадор Дали
Самый известный представитель сюрреализма не раз обращался к разработке орнаментов для тканей. В 1930-х годах, работая с Эльзой Скиапарелли, Дали использовал в качестве узоров темы своих картин этого периода. Знаменитые омары, царящие в сюрреалистических натюрмортах Дали, перекочевали на ткани вечерних платьев, которые пришлись по нраву не только известным модницам, но и самой герцогине Виндзорской. Чаще всего Дали помещал ту или иную деталь картины, обведенную экспрессивным чёрным контуром, на простую белую ткань будущего платья.
Узоры Дали далеки от размеренных геометрических орнаментов, которыми чаще всего заполняется ткань: вместо цветов и линий художник размещает на материи телефонные трубки и слёзы. Вместе со Скиапарелли Дали разрабатывает оптический принт для знаменитого «платья-слёзы», орнамент которого проявляется только при определённом свете и точке зрения. К экстравагантным платьям создавались и необычные аксессуары: шляпка-туфля, серьги-телефоны и даже ожерелье из аспирина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий