Фото: Институт археологии РАН
11.08.2014
Археологи сделали уникальную находку в подмосковном Новом Иерусалиме —
целый комплекс печей для обжига изразцов, множество заготовок для них и
ранее неизвестные инструменты этого ремесла, а также фрагмент отливки
500-пудового (восемь тонн) колокола монастыря. Об этом сообщается в
пресс-релизе Института археологии РАН, присланном в редакцию «Ленты.ру».
Экспедиция под руководством Леонида Беляева работает в Воскресенском
Ново-Иерусалимском монастыре с 2009 года. В этом полевом сезоне ученые
нашли большой фрагмент бронзового колокола весом около 22 килограммов с
частью рельефной композиции «Сошествие во ад».
«До сих пор ни одного подобного медальона даже в лучших примерах
колокольного литья второй половины XVII — первой половины XVIII века
известно не было. Эта находка — весомый (и в прямом, и в переносном
смысле слова) вклад в представления о церковном искусстве эпохи
патриарха Никона, демонстрирующий безусловно европейскую иконографию», —
заявил руководитель раскопок.
«Мы знаем, что в конце 1650-х годов для Ново-Иерусалимского монастыря
отливались колокола. Более того, в 2010 году мы нашли рядом с
Воскресенским собором уникальный пока в России горн для формовки и
отливки крупных колоколов. С учетом этого найденный в 2014 году фрагмент
имеет огромный диаметр, можно предположить, что это часть бракованной
отливки большого Воскресенского колокола весом около 500 пудов», —
рассказал Беляев.
Руководитель раскопок пояснил, что этот колокол был крупнейшим в
Ново-Иерусалимском монастыре. Согласно запискам голландского
путешественника Никласа Витсена, с одной стороны на нем была
представлена сцена Воскресения, а на другой изображены «Царь, его жена,
сын и патриарх».
При раскопках на склоне монастырского холма археологи обнаружили
также систему из трех горнов для обжига изразцов. «Керамические печи мы
находили уже неоднократно, но в первый раз мы видим не одну печь, а
целый производственный комплекс: два больших горна одного размера,
имеющие общую стенку и пристроенный к ним позже еще один, поменьше», —
говорит Беляев.
Ученый поясняет, что изразцы на Руси использовали как «местное
средство» для выработки собственной версии европейского стиля, так
называемого московского барокко — ведь в стране не было залежей цветного
камня или мрамора, пригодных для необходимой барочной фасадной и
интерьерной архитектурной резьбы. «В Новом Иерусалиме возникло
производство, европейское по технологии и стилю, но совершенно русское
по размаху — многие тысячи крупных изразцов нужны были для фризов и
наличников, порталов и иконостасов. Ими же "набирали" огромные
церковно-учительные тексты, которые опоясывали интерьеры основных
церквей внутри Воскресенского собора, и многое другое», — подытожил
Беляев.
Этот монастырь в подмосковной Истре был создан патриархом Никоном в
середине XVII века. Собор монастыря был точной копией храма Гроба
Господня в Иерусалиме
Lenta.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий