Дочь фараона Тутмоса I, наследная принцесса Хатшепсут Хенематон Мааткара, осталась в истории не только как мудрая правительница.Папирусы описывали царицу как сильную, гордую и прекрасную женщину, образ которой стал одним из современных канонов красоты.
Детство принцессы Хатшепсут закончилось еще до того, как она повзрослела – маленькая девочка должна была уметь не только играть на музыкальных инструментах, петь и изящно двигаться, но также и выглядеть, как живое воплощение богини на земле. Всех развлечений – нечастые прогулки по Нилу на лодке в компании телохранителей и десятка невольниц.
Перст судьбы
Стрела, впившаяся в бок папирусной царской ладьи, продолжала вибрировать, когда рослые нубийцы из охраны схватили неудачливого охотника. Это было не покушение на жизнь принцессы, нет; возможно, это была сама судьба. В летописях не сохранилось многое, но заключенный под стражу молодой феллах не был казнен ни тогда, ни на следующий день, а юная принцесса несколько раз навестила его в темнице. Что произошло тысячелетия назад – доподлинно неизвестно, но с той поры Сененмут занял место писца и архитектора при дворе фараона Тутмоса I. Злые языки шептались, что результаты ордалий – Суда Богов – были сфальсифицированы в угоду будущей царице, а звания жреца обольститель, чернокнижник и обманщик Сененмут не заслуживает и подавно. Но Хатшепсут не было дела до сплетен, ведь ее будущее правление – дело решенное, и никто не осмелится идти против воли царицы.
Фараон Хатшепсут
Изида и Осирис, Хатшепсут и Тутмос II – это было предопределено изначально, ведь великая богиня возлежала со своим единокровным братом и зачала от него.
Но даже смотреть на брата и будущего правителя было невыносимо омерзительно – маленький, толстый, с вечно потными ладошками и бегающими глазками сводный брат был ей просто противен. Невыносимая глупость в его характере самым причудливым образом сочеталась с подлостью и сладострастием. Верховная жрица Амона-Ра не имеет права выбирать свою жизнь. Царица Верхнего и Нижнего Египта не имеет права быть счастливой.
Неизвестная болезнь, яд или смертельное проклятие свели нелюбимого мужа в могилу практически сразу. Пышной и мрачной погребальной церемонией руководил Сененмут – к тому времени придворный зодчий и советник регентши при малолетнем Тутмосе III, любовник и возлюбленный царицы и предмет для сплетен доброй половины Египта.
Рожденный вне брака Тутмос III, сын Тутмоса II и флейтистки, стал настоящим крахом амбициозных мечтаний талантливой и мудрой правительницы. С таким положением вещей, впрочем, она была не намерена мириться.
Престол Египта мог занимать только мужчина – и это правило неукоснительно соблюдалось тысячелетиями. Возможно, именно Сененмут помог царице обрести желаемое – Хатшепсут пришлось стать мужчиной. Подходящая легенда о божестве, проникнувшем в спальню к ее матери, была выдумана тут же, и уже через несколько лет люди и думать забыли о том, что их фараон когда-то был женщиной. Самое интересное, что жрецы тоже молчали, словно не видя творившегося под носом попирания сотен тысячелетних запретов. Мужской наряд и накладная бородка фараона Хатшепсут запечатлены на множестве барельефов того времени, как и ее истинный пол.
Расцвет Египта
Фиванский Ренессанс ознаменовался победами, активизацией торговых отношений, наращиванием военного флота и чередой грандиозных строительств. Сененмут, который открыто правил страной вместе с фараоном Хатшепсут, в честь своей возлюбленной полтора десятка лет возводил прекрасный храмовый комплекс, поражающий воображение и сегодня.
Зодчий и царица-фараон были, очевидно, счастливы в своем тайном браке, и подтверждением тому служат и исторические сведения, и аутентичные барельефы того времени. Игры Нефрур и Меритры – дочерей «фараона», а также их воспитателя, наставника и отца Сененмута, запечатлены в серии рисунков в сакральной части комплекса Дейр-эль-Бахри. Маленькая Нефрур не прожила долго, но ее сестра Меритра была выдана все за того же Тутмоса III. Таким образом расчетливая и мудрая Хатшепсут хотела укрепить свое положение в стране, сделав своего пасынка одновременно и своим зятем.
Кроме верного зодчего у царицы было множество фаворитов и любовников всех мастей, но они не задерживались надолго ни в ее мыслях, ни во дворце. Верный архитектор был согласен ждать вечно – и ее возвращения из таинственной страны Пунт, и в чертогах, где боги судят смертных.
Быть вместе влюбленные планировали и после смерти – Сененмут тайно велел строить свою гробницу рядом с будущим местом упокоения правительницы. Предположительно, царица была убита по приказу пасынка около 1458 году до н. э., а архитектор не пережил смерти любимой жены.
Кроме великолепных храмовых комплексов и доброй памяти о своих делах, Хатшепсут оставила потомкам пустые гробницы и множество вопросов. Впрочем, исследования Фосдик З.Г. дают возможность предположить, что финал истории был вовсе не трагичным. Тутмос III мстил своей мачехе расчётливо, приказывая ломать статуи с лицом Хатшепсут и целенаправленно вымарывая ее имя из хроник; до высочайшего приказа на устранение оставалось совсем немного. Но царица и зодчий опередили наемных убийц и исчезли без следа, затерявшись среди людей и событий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий