Их история любви — загадка. Подробности их отношений были тайной для современников — и остались тайной для потомков.
Французский художник Анри Матисс умел радоваться жизни и изображал самые обыденные ее стороны через призму радости и красоты. Буйство красок и ощущение счастья и гармонии на его полотнах привносит покой и равновесие в сердца людей. Не зря великий Пабло Пикассо назвал его человеком с солнцем в крови.
Мать Анри Матисса была швеей-надомницей, и его детство прошло среди пестрых лоскутков, ярких бантов, лент и дамских шляпок. Именно впечатления из детства в дальнейшем нашли отражение в его ярких, исполненных жизненной силы полотнах.
Юноша планировал стать юристом, однако в двадцать лет он всерьез увлекся живописью, оставил в прошлом мечты об адвокатской мантии и, перебравшись в Париж, поступил в Школу изящных искусств.
С тех пор его жизнь оказалась полностью посвящена искусству. Праздник души и ликование красок на его картинах с течением времени привлекли внимание русского коллекционера Сергея Щукина, который ценил талант художника и с радостью пополнял свою коллекцию его полотнами. Он даже пригласил художника в Россию.
Однако приехавшему в 1911 году в Москву Анри Матиссу досталась не только похвала со стороны ценителей, но и немало резкой критики от противников его таланта. Одни считали его «мэтром» от искусства, а другие всего лишь очередным «французиком из Бордо». Художник вернулся на родину и продолжил работу над полотнами, ставшими украшением частных коллекций Европы.
Не смотря на супружеский союз с Амели и радость отцовства (у него было трое детей), Матисс слыл тонким ценителем женственности и красоты, которую и воспевал в преисполненных чувственности полотнах. Последние двадцать лет жизни художника его неизменной музой оставалась натурщица Лидия Делекторская.
Оказавшаяся в доме Матиссов на правах сиделки для жены художника, девушка уже успела испытать голодную жизнь на родине, пожить в Маньчжурии и неудачно выйти замуж во Франции. Обладающая естественной красотой уроженка Сибири стала для Матисса олицетворением того женского идеала, который ему так и не посчастливилось встретить среди окружающих его представительниц прекрасного пола.
Вдохновляющие Матисса модели-южанки были смуглы и темноволосы, поэтому появление в доме двадцатилетней яркой блондинки с небесными глазами не вызвало с его стороны восторга. И не смотря на тонкое понимание Лидией чувствительной души Анри, сначала он не проявлял к девушке никакого интереса.
Однако во время работы над знаменитым полотном «Танец» художник вдруг прозрел, увидев в сиделке жены ту неизведанную и экзотически-страстную красоту, которой не переставал восторгаться на протяжении всего двадцатилетнего пребывания Лидии в их доме.
Девушке импонировало предложение Анри позировать для его новых картин, давшее толчок к их сближению. Делекторская впоследствии вспоминала, что семейство Матиссов прониклось к ней настоящей теплотой и любовью, а отношения с Анри становились все более сердечными.
Великий Анри с восторгом отзывался о натурщице и не скрывал своей привязанности к ней. Он садился за написание портретов Лидии, чтобы справиться с тоской по ней. Она же стала для него не только терпеливой моделью, но и настоящим другом, поддерживающим художника во всем. Он в шутку называл свою натурщицу «казашкой» и «татаркой» и признавался, что полностью зависим от нее. Наверное, это было правдой, ведь Лидия находила в себе силы не только часами безмолвно позировать увлекшемуся живописцу, но и ухаживать за его женой и вести дом, создавая уют в семье Матиссов.
В знак признательности дважды в год на протяжении всех двадцати лет пребывания Лидии в доме Матиссов, она получала от художника написанные его рукой собственные портреты, которые, по словам Анри, должны были обеспечить ее будущее.
Между тем среди друзей Матисса поползли сплетни о тайной связи русской натурщицы с художником, которые девушка неустанно отвергала. По утверждению Лидии Делекторской в ее отношениях с Анри Матиссом не было чего-либо, переходящего границы дозволенности.
Матисс дожил до 85-ти летнего возраста в гармонии с собой и миром. После его смерти интерес к натурщице великого Матисса только возрос, однако Лидию Делекторскую во Франции более ничто не удерживало. Она вернулась в Россию и подарила несколько картин Матисса русским музеям.
Однако свою историю любви с Анри она так и не раскрыла…
Матисс Анри
Картина Матисса нашлась через 25 лет после похищения
Опубликовано неизвестное интервью Матисса
Матисс Анри
Картина Матисса нашлась через 25 лет после похищения
Опубликовано неизвестное интервью Матисса
Комментариев нет:
Отправить комментарий