Символические эмблемы известны с глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и олицетворяли отвлеченные понятия. Их изображали на перстнях, монетах, печатях, оружии и знаменах. Первоначально они были украшениями, менявшимися по произволу владельцев. В эпоху рыцарства эти знаки преобразовались в отличительные гербы, стали наследственными и составлялись по строгим правилам.
От тотема до герольда
Предшественниками гербов и эмблем считаются изображения тотемов − животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя. В могильниках, расположенных вблизи морского побережья, сохранились фигурки черепах и тюленей, в степях – змей и орлов, в лесной полосе − медведей и волков, считавшихся у жителей предками или божествами. Такую же роль играли изображения растений, например оливы или лотоса.
На древних индийских печатях изображалось священное животное – корова, на афинских монетах – сова, олицетворяющая мудрость. Позднее на монетах стали появляться изображения самих богов – Афины и Аполлона. На стенах критских дворцов красовались знаки царской власти («лабиринт»), а личные вещи царей Македонии украшала восьмиконечная звезда.
В символах городов изображались местные достопримечательности: у Родоса − Колосс, у Александрии – Фаросский маяк, на монетах Сердики (современной Софии) − храм Аполлона, который затем вошел в часть современного герба столицы Болгарии.
При Юлии Цезаре символом Римской империи стал императорский жезл с фигурой орла – священной птицы Юпитера. Император Константин I Великий в 330 году после перенесения столицы в Константинополь ввел новую эмблему − черного двуглавого орла на золотом фоне, как символ власти над западом и востоком империи. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих государств и империй.
В Средние века рыцари, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения в память о подвигах для того, чтобы в железных доспехах их можно было отличить друг от друга.
Первым документально засвидетельствованным в 1127 году гербом в Европе считается герб на щите Жоффруа, графа Анжуйского − голубой щит с золотыми львами. В XIII столетии гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV-XV векам − у городов, гильдий, цехов и университетов. В это время уже были разработаны принципы составления государственных и личных феодальных гербов. Само слово «герб» означает в переводе с немецкого «наследство». Люди, специально составлявшие гербы, назывались герольдами.
Значение символов
Основу рыцарского герба составлял щит. У каждой части герба или щита имелось свое название. Главным знаком являлось поле, а описание герба начиналось с того, как именно оно разделено на части и что на них изображено. Если герб делился пополам, правая часть поля была более почетной и называлась декстер («декстера» − в переводе с латыни «правая рука»), а левая − синистер. При более сложном делении щита наиболее почетной считалась центральная часть, затем верхняя правая. Если обладатель герба получал почетный титул, несколько гербов соединялись в один.
Первые гербы были очень простыми. Крест символизировал участие в походе в Палестину, лев − смелость, орел – могущество. Естественно, что такие символы хотели носить очень многие, поэтому герольды придумали множество видов крестов – прямоугольный, косой, якорный. Львы изображались в разных позах: встающий, идущий, лежащий или спящий.
Гербы жаловались рыцарю сеньором или передавались от отца к сыну. Старший сын мог добавить к гербу свои собственные символы. Поэтому гербы со временем усложнялись, но герольды всегда следили за тем, чтобы любое изменение происходило не самовольно, а в строгом соответствии с правилами геральдики. Кроме щитов, рыцарские гербы присутствовали на одеждах, конских попонах, седлах и знаменах. Вассалы рыцаря также носили на одежде герб своего господина.
Герб дополнялся девизом − своего рода боевым кличем рыцаря или его любимым изречением. Девиз английских королей звучал так: «Бог и мое право». С усилением доспехов потребность в щите отпала, и узнавать рыцарей стали по копьям с узкими флажками-вымпелами, на которых изображались герб и девиз рыцаря.
Гербовая лихорадка
Гербы настолько вошли в моду, что постепенно их стали присваивать себе женщины, затем города и священнослужители. С XIII века гербы появились у богатых горожан и даже у крестьян. В позднем Средневековье ношение герба уже было нельзя назвать привилегией только благородного сословия.
В одном владетельном роду могло быть несколько гербов − по одному на каждый феод. Простые рыцари заимствовали по частям или целиком герб своего сюзерена. Знатные дамы носили изображения сразу двух гербов − и мужа, и отца, подчеркивая чистоту их происхождения. Гербы могли быть объединены в одном поле или располагаться рядом: слева − герб отца, справа − мужа. Одежду, расшитую гербами, надевали в специально оговоренных случаях − во время турниров, любых военных действий или при дворе.
В период бурного роста свободных городов в Европе появилось много городских гербов. Изображения на большинстве из них объясняли название города. На гербе Гранады – гранат (от арабского «гамата» − «гранат»), Берлина − медведь (по одной из версий, название города произошло от немецкого Bär – «медведь», по другой – от древнееврейского мужского имени Берла, которое восходит к основе из идиш ber, означающей «медведь»). Изображение башен говорило об укрепленности городов. Самыми простыми для понимания были гербы ремесленных цехов. Булочники изображали на них крендель, кузнецы − молот, цирюльники − ножницы.
К XV веку сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атрибутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в XIII веке в период борьбы с агрессией немецких феодалов, в отличие от черного германского, появился белый орел в красном поле, смотрящий в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии − белые львы без когтей и оружия, символ мира.
Русская геральдика началась с династии Романовых, до которой существовали лишь печати с изображениями двуглавого орла, всадника со змеем и льва. При Петре I геральдике стало уделяться большое внимание. В 1722 была учреждена Герольдмейстерская контора (впоследствии Герольдия) для упорядочения государственной и территориальной символики. Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 году на латыни, французском и немецком языках. Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях − готическом и ренессансном.
Восточная геральдика
В Азии был распространен круглый тип герба. Его символика значительно отличается от европейской. Роза означала любовь, змея − мудрость (а в Европе − коварство). Место христианского креста в Азии занимают полумесяц и звезда, а в Китае − знак инь и ян (единство противоположностей).
В Японии роль гербов играли круглые моны − знаки личной собственности. Обязательность ношения монов связывают с борьбой между кланами Токугава и Минамото. Моны носились на одежде слуг и самураев.
К концу XIII века расположение их было строго определено: мон изображался на рукавах, спине и дважды на груди. Позднее стали изображать мон на спине под воротником. Реставрация Мэйдзи в 1868 году предоставила возможность многим японским семействам взять себе мон.
Строгие правила запрещали японцам надевать кимоно с моном на свадьбу, похороны и при совершении харакири.
Индийцы употребляли многие века всего один гербовый знак – изображение солнца, сохранившееся в современной символике страны.
Вера ЧИСТЯКОВА
Александр ПЛОШИНСКИЙ
Комментариев нет:
Отправить комментарий