Все знают о сокровищах гробницы фараона Тутанхамона. Однако куда меньше
известности досталось гробнице фараона Псусеннеса I, богатства которой
по своей ценности и художественным достоинствам ничем не уступают
захоронению Тутанхамона.
Война против археологии
Гробница была обнаружена в результате раскопок французского египтолога Пьера Монтэ в 1929-1951 годах в Танисе в дельте Нила среди гробниц царей XXI-XXII династий. Причем своим богатством и роскошью предметы, найденные в ней, не только сопоставимы, но и превосходят сокровища гробницы Тутанхамона. Так что тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона в Каирском музее древностей зайдет в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов XXI египетской династии, ожидает настоящее чудо.
Но если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Причина, почему о них знают так мало, – грозные события 1939 года и война в Европе. В феврале 1940 года войска фашистской Германии стояли на пороге Франции, и Монтэ, оставив многообещающие раскопки царского некрополя, поспешил на родину к семье, а вернулся в Египет только через несколько лет.
Но если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Причина, почему о них знают так мало, – грозные события 1939 года и война в Европе. В феврале 1940 года войска фашистской Германии стояли на пороге Франции, и Монтэ, оставив многообещающие раскопки царского некрополя, поспешил на родину к семье, а вернулся в Египет только через несколько лет.
Мечта любого египтолога – нетронутая гробница
И надо сказать, у Монтэ эта мечта сбылась! Раскапывая некрополь в Танисе, он обнаружил гробницу, на стенах которой нашел рельефы с именем фараона Псусеннеса, полное тронное имя которого было Аахеперра Псусеннес I Сетепенамон, а правил он около 1039-993 годов до нашей эры. Разные источники, цитирующие древнеегипетского историка Манефона, отводят ему от 41 до 46 лет правления. И вот как раз в погребальной камере Псусеннеса на невысоком постаменте археологи обнаружили сверкающий саркофаг из чистого серебра. Под снятым с мумии покрывалом находилась золотая маска с портретом… фараона Шешонка, отчеканенная из одного золотого листа. Это вторая посмертная маска из золота, найденная учеными (первая была маской Тутанхамона). Маска выглядит традиционно: перед нами лицо молодого человека лет 23-28, золотой коршун на груди образует своеобразный воротник, а под ним массивная золотая цепь из пекторалей (прямоугольных пластинок с изображением религиозных сцен). О знатности и богатстве погребенного говорят также золотые кольца и браслеты на руках, колпачки на пальцах ног и даже сандалии из чистого золота.
Уже одни эти находки могли бы обеспечить Монтэ мировую славу, однако он решил продвигаться дальше через узкий ход с сырой штукатуркой на стенах, с сочащейся между каменными блоками водой… Вскоре ученые обнаружили погребальную камеру, более половины которой занимал саркофаг. Вокруг него в беспорядке лежали сосуды из алебастра, порфира, гранита, четыре канопы (ритуальные сосуды), блюда и тарелки из золота и серебра, статуэтки и ушебти (магические фигурки).
90 килограммов художественного серебра
Саркофаг был вскрыт 21 февраля 1940 года в присутствии короля Египта Фаруха – большого любителя археологии. Исследователи не были разочарованы. Причем тело Псусеннеса было похоронено в трех саркофагах: первый – из розового гранита, внутри которого находился еще один – из черного гранита. А уже внутри гранитного, в свою очередь, находился гроб из серебра – «кости богов», как называли этот металл в Древнем Египте. Вес его составляет более 90 килограммов. Серебряный антропоморфный саркофаг, украшенный золотыми вставками, заключал в себе мумию царя.
Этот великолепный саркофаг был по тому времени неимоверной роскошью, по сравнению с которой бледнеют даже сокровища Тутанхамона. Дело в том, что в эпоху фараонов Древнего царства стоимость серебра в Египте в два раза превышала цену золота. Тогда в Египте добывали до 40 тонн золота в год. По оценкам ученых, такой уровень добычи золота был достигнут в Европе только в 1840 году. Во времена же Псусеннеса I в связи с приобретением и разработкой серебряных рудников соотношение цен изменилось. Но сама работа с серебром считалась намного сложнее, меньше было мастеров, а стоимость их работы, соответственно, выше.
90 килограммов художественного серебра
Саркофаг был вскрыт 21 февраля 1940 года в присутствии короля Египта Фаруха – большого любителя археологии. Исследователи не были разочарованы. Причем тело Псусеннеса было похоронено в трех саркофагах: первый – из розового гранита, внутри которого находился еще один – из черного гранита. А уже внутри гранитного, в свою очередь, находился гроб из серебра – «кости богов», как называли этот металл в Древнем Египте. Вес его составляет более 90 килограммов. Серебряный антропоморфный саркофаг, украшенный золотыми вставками, заключал в себе мумию царя.
Этот великолепный саркофаг был по тому времени неимоверной роскошью, по сравнению с которой бледнеют даже сокровища Тутанхамона. Дело в том, что в эпоху фараонов Древнего царства стоимость серебра в Египте в два раза превышала цену золота. Тогда в Египте добывали до 40 тонн золота в год. По оценкам ученых, такой уровень добычи золота был достигнут в Европе только в 1840 году. Во времена же Псусеннеса I в связи с приобретением и разработкой серебряных рудников соотношение цен изменилось. Но сама работа с серебром считалась намного сложнее, меньше было мастеров, а стоимость их работы, соответственно, выше.
Монохромное совершенство
Поврежденное лицо мертвого царя закрывала золотая погребальная маска из пластин, спаянных вместе и скрепленных несколько грубоватыми заклепками. Толщина драгоценного металла в некоторых местах достигает 0,1 миллиметра, что говорит о мастерстве ювелиров того времени. Ритуальный головной убор (немес) из золота ниспадает на плечи. Царский урей – кобра, возлежащая на верхней части маски фараона, − сделан заметно искуснее грубоватых и, можно сказать, варварски великолепных элементов на головном уборе Тутанхамона. Маска украшена стилизованной бородой фараона, которая как бы поддерживается по обеим сторонам лица полосами из ляпис-лазури.
Среди особенностей маски Псусеннеса, которые привлекают наибольшее внимание, в случае неизбежного сравнения с маской Тутанхамона (несмотря на то, что их разделяют 300 лет) можно отметить глянцевый блеск металла. Это потому, что золотая маска Псусеннеса, которая сделана с высочайшей ювелирной точностью, была вдобавок еще и тщательно отполирована. В отличие от маски Тутанхамона, она не многоцветна, зато более гармонична и эстетична. И монохромность этого произведения искусства, характерная для ювелирных украшений периода правления Псусеннеса I, только оттеняет его техническое и пластическое совершенство.
Среди особенностей маски Псусеннеса, которые привлекают наибольшее внимание, в случае неизбежного сравнения с маской Тутанхамона (несмотря на то, что их разделяют 300 лет) можно отметить глянцевый блеск металла. Это потому, что золотая маска Псусеннеса, которая сделана с высочайшей ювелирной точностью, была вдобавок еще и тщательно отполирована. В отличие от маски Тутанхамона, она не многоцветна, зато более гармонична и эстетична. И монохромность этого произведения искусства, характерная для ювелирных украшений периода правления Псусеннеса I, только оттеняет его техническое и пластическое совершенство.
Шедевры гробницы Псусеннеса
Покрывало на мумии Псусеннеса было тоже золотым с чеканным узором. И под ним располагались золотые украшения: 12 браслетов на левой руке, 10 на правой, около 30 колец на пальцах, ожерелья, ажурные пекторали, шесть золотых фермуаров, бусы из золота и лазурита. На ногах − золотые браслеты и сандалии. Все пальцы рук и ног − в золотых колпачках-напалечниках.
В царском некрополе, несмотря на его скромные размеры, хранились пуды золота, серебра, драгоценных камней. Среди шедевров ювелирного искусства – широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой. Бесценны чаши из серебра и янтаря в виде цветка или с цветочными мотивами, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь и погребальные маски фараонов, лазурит, голубая бирюза.
Особенно много было обнаружено лазурита, даже больше, чем в гробнице Тутанхамона. А ведь это был один из самых дорогих камней в Египте, его доставляли с территории современного Афганистана. Шесть ожерелий Псусеннеса состоят из нескольких рядов бус либо из мелких золотых дисков и подвесок. На одном из ожерелий красуется надпись: «Царь Псусеннес сделал большое ожерелье из настоящего лазурита, ни один царь не делал ничего подобного». Так что даже в те периоды, когда экономическое положение Египта было не на высоте, царей хоронили с поистине сказочной роскошью!
А страна в то время действительно находилась в упадке. Египет не воевал, приток военной добычи в казну фараонов прекратился. Однако Псусеннес был не только фараоном, но и верховным жрецом бога Амона. Занимая такую должность, Псусеннес, видимо, не брезговал черпать богатство из «достояния богов» и весьма в этом преуспел.
В царском некрополе, несмотря на его скромные размеры, хранились пуды золота, серебра, драгоценных камней. Среди шедевров ювелирного искусства – широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой. Бесценны чаши из серебра и янтаря в виде цветка или с цветочными мотивами, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь и погребальные маски фараонов, лазурит, голубая бирюза.
Особенно много было обнаружено лазурита, даже больше, чем в гробнице Тутанхамона. А ведь это был один из самых дорогих камней в Египте, его доставляли с территории современного Афганистана. Шесть ожерелий Псусеннеса состоят из нескольких рядов бус либо из мелких золотых дисков и подвесок. На одном из ожерелий красуется надпись: «Царь Псусеннес сделал большое ожерелье из настоящего лазурита, ни один царь не делал ничего подобного». Так что даже в те периоды, когда экономическое положение Египта было не на высоте, царей хоронили с поистине сказочной роскошью!
А страна в то время действительно находилась в упадке. Египет не воевал, приток военной добычи в казну фараонов прекратился. Однако Псусеннес был не только фараоном, но и верховным жрецом бога Амона. Занимая такую должность, Псусеннес, видимо, не брезговал черпать богатство из «достояния богов» и весьма в этом преуспел.
Оксана МИЛАЕВА, кандидат исторических наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий