Сам
Бог пришел в мир людей в человеческом образе, в мир, искалеченный
грехом, чтобы принять на себя все зло мира и победить его. Пришел не в
сиянии славы, а крохотным беспомощным Младенцем, рожденным в бедной,
никому неизвестной семье.
Первые
три века христианской истории (I-III века по Р.Х) отдельного праздника
Рождества не существовало. Он был соединен с праздником Крещения
Господня под одним именем Богоявления - прихода Бога в мир людей. Только
в IV веке, когда римский император Константин Великий разрешил
христианам открыто исповедовать свою веру, праздник Рождества выделился в
самостоятельное яркое событие годового богослужебного и календарного
круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета
Рождества Христова.
Рождество Христово. Древнерусская икона XV век
В
иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории.
Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к
рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки.
Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все
другое, не такое как на земле. Нет ничего удивительного в том, что в
иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время
– явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие
волхвов. Иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности
нет когда и потом, а есть только днесь, то есть - сейчас и навсегда.
Рождество Христово. Икона. 16 век. Государственный Русский музей
В
человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь
однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в
пространство Рождества, это событие не является просто историческим
фактом, разделяющим время на до Рождества Христова и после. Это событие
встречи Бога и человека, Времени и Вечности. Это не однажды, а навсегда.
"Отче наш"
Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
А.С.Пушкин
Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.
А.С.Пушкин
В
пространстве иконы "радость велия" о рождении Спасителя мира, которую
ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в
обычном, житейском смысле. Икона как бы предлагает другое понимание
праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а
тишина, покой и благодарность. Тишина и покой фигур Матери и спеленутого
Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та
радость, которая переживается внутри.... сердцем.
На память мне приходит ночь одна
На родине моей. Об этой ночи
Ребенком малым слышала нередко
Я пастухов бесхитростную повесть.
Они ночную стражу содержали
У стада. Ангел им предстал; [и слава
Господня осияла их. И страх
Напал на пастухов. И ангел Божий,
Их ободряя, молвил им: "Не бойтесь!
Великую я возвещаю радость
И вам, и людям всей земли: родился
Спаситель вам. И вот вам знак: в пещере
Найдете вы Младенца в пеленах;
Он в яслях возлежит». И появилось
На небе много ангелов святых;
Они взывали: «Слава в вышних Богу,
Мир на земле, благоволенье людям!"
И смолкло все, и в небе свет погас,
И ангел Божий отлетел.] По слову
Его они пошли и увидали
И ясли, и спеленатого в них
Прекрасного Младенца Иисуса,
И радостную Мать Его, Марию.
Великий князь Константин Романов. 1912г.
(отрывок - Царь Иудейский)
На родине моей. Об этой ночи
Ребенком малым слышала нередко
Я пастухов бесхитростную повесть.
Они ночную стражу содержали
У стада. Ангел им предстал; [и слава
Господня осияла их. И страх
Напал на пастухов. И ангел Божий,
Их ободряя, молвил им: "Не бойтесь!
Великую я возвещаю радость
И вам, и людям всей земли: родился
Спаситель вам. И вот вам знак: в пещере
Найдете вы Младенца в пеленах;
Он в яслях возлежит». И появилось
На небе много ангелов святых;
Они взывали: «Слава в вышних Богу,
Мир на земле, благоволенье людям!"
И смолкло все, и в небе свет погас,
И ангел Божий отлетел.] По слову
Его они пошли и увидали
И ясли, и спеленатого в них
Прекрасного Младенца Иисуса,
И радостную Мать Его, Марию.
Великий князь Константин Романов. 1912г.
(отрывок - Царь Иудейский)
Комментариев нет:
Отправить комментарий