О плащанице, в которую якобы завернули тело Иисуса Христа перед погребением и которая хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине, наверняка слышали многие. Ученые продолжают исследовать Туринскую плащаницу и дискутировать о ее происхождении, а СМИ регулярно об этом сообщают. Писали на эту тему и «Тайны…» (№4 за 2014 год).
А вот название другой христианской реликвии – плат Вероники – возможно, знакомо не всем нашим читателям. Поэтому мы и решили рассказать о ней.
Как появился плат Вероники
Когда Иисуса Христа, приговоренного к распятию Синедрионом (собранием иудейских старейшин) с согласия прокуратора Понтия Пилата, римского наместника Иудеи, стражники вели к месту казни, на Голгофу, он после пыток и бичевания едва держался на ногах, по его телу струился кровавый пот.
«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Евангелие от Луки, глава XIII, 27).
Согласно старинной легенде, одна из этих женщин, жительница Иерусалима по имени Вероника (впоследствии причисленная к лику святых), сорвала с головы платок и, растолкав стражников, протянула его Иисусу, чтобы он мог обтереться им.
В евангелиях этот эпизод не упоминается, но зато сообщается о том, что увидел один из апостолов, когда посетил могилу Христа на третий день после его погребения, прослышав об исчезновении из гроба тела Учителя (уже воскресшего и покинувшего свою могилу): «…приходит Симон Петр, и входит во гроб и видит одни пелены лежащие.
И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Евангелие от Иоанна, глава ХХ, 6-7).
Получается, что текст данной выдержки подтверждает достоверность истории о появлении и предназначении плата Вероники.
Последующая история реликвии
Уже на протяжении многих веков плат – одна из самых почитаемых реликвий в католическом мире – хранится в пилоне Святой Вероники, находящемся в капелле (помещении-хранилище) собора Святого Петра, расположенного на территории Ватикана в Риме. Этот пилон является достаточно монументальным сооружением, внутри него расположена лестничная клетка, а также комната, где в специальной сокровищнице вместе с платом находится несколько других реликвий.
Ценность и уникальность плата Вероники состоит не только в том, что им утирался идущий на казнь Иисус Христос, а при его погребении этой тканью было закрыто лицо Спасителя. На ткани плата загадочным, непостижимым образом запечатлен лик Христа, примерно в той же «художественной манере», что и на упомянутой Туринской плащанице.
Раз в год, в пятничную вечерню во время Великого поста, перед Пасхой, плат Вероники выносят из капеллы и показывают верующим, собравшимся у собора.
Правда, выставляют реликвию на всеобщее обозрение так, что от зрителей ее отделяет достаточно большое расстояние, а возможности подойти поближе и рассмотреть образ Спасителя у них нет.
«Двойник» ватиканского плата
С началом нашего тысячелетия стала распространяться информация о том, что в церкви Лика Божьего в итальянском городке Маноппелло, провинция Абруццо, хранится еще один плат Святой Вероники, и именно он – настоящий.
Противники этой версии напоминают, что уже на протяжении веков известно, где хранится сия реликвия, в подлинности которой никто не сомневается. Однако немецкий журналист, исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде полагает, что саван из сокровищницы Святой Вероники – это подделка, имитирующая подлинник, похищенный и вывезенный из Рима много сотен лет тому назад.
На чем основано его мнение? Во-первых, как он выяснил, до начала XVI века очевидцы утверждали, что на ватиканском плате Вероники глаза у Христа открыты. А по единодушному мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, на ней глаза Христа закрыты. На основании такой «нестыковки» Бадде делает заключение: то, что называлось платом Вероники до начала XVI века, и то, что выдается за него в нынешние времена, – разные вещи. А подлинный плат в начале XVI века пропал, и с тех пор церковники, не желая признаться в его утрате, хранят в капелле собора другое полотно, которое выдают за пропавший подлинник.
Именно поэтому, уверен Бадде, ежегодную демонстрацию реликвии в Ватикане организуют так, что собравшимся вокруг верующим практически ничего не видно. А о том, чтобы осмотреть плат в индивидуальном порядке, вообще не может быть и речи.
Даже Иэн Уилсон, известный исследователь Туринской плащаницы, не получил доступа к плату Вероники, когда работал над книгой о ликах святых. Отказ ватиканские сановники объяснили тем, что «на протяжении прошедших столетий в ткани произошли серьезные разрушения, и в настоящее время образ на полотне имеет весьма непривлекательный внешний вид».
Результаты исследования ватиканского плата
Однако того, что не удалось Уилсону, сумел добиться в 2005 году Пауль Бадде, причем только с пятой попытки. По его словам, «на полотне из капеллы действительно почти ничего не видно, но, всмотревшись, можно различить изображение лица мужчины, глаза у которого явно закрыты». Поэтому, считает исследователь, это не то полотно, которое показывали до времен папы Урбана VIII, пребывавшего на ватиканском престоле с 1623 по 1644 год.
Оказалось также, что размеры полотна больше, чем хранящаяся в сокровищнице Ватикана остекленная с обеих сторон рамка, из надписи на которой следует, что именно в ней почти 400 лет тому назад помещался плат Святой Вероники.
Кроме того, рамка с двойным остеклением свидетельствовала, что подлинную реликвию надо было рассматривать с обеих сторон. А то, что ему показали, для такого обозрения не предназначалось.
После таких «открытий» Бадде решил переключить свое внимание на небольшое полотно, хранящееся в упомянутом итальянском городке.
Сюрпризы полотна из Маноппелло
На этом полотне, появившемся в церкви Лика Божьего якобы в XVI веке, представлен образ Христа, а по своим размерам – 17х18 сантиметров – оно идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы. Кроме того, изображение Христа на нем точно такое же, как и на Туринской плащанице.
Такие свойства полотна обнаружила монахиня Бландин Паскалис Шломер, изучавшая его длительное время. Чтобы сделать это воистину сенсационное открытие, сестра Бландин выполнила компьютерное совмещение фотографий, сделанных с изображений на полотне из Маноппелло и на Туринской плащанице.
Результат оказался поразительным: расположение глаз и расстояние между ними, как и форма носа, на обоих изображениях были совершенно одинаковыми. Идентичными оказались и характер светотени, а также форма и расположение пятен. Получалось, что на полотне из Маноппелло и Туринской плащанице было, вне всякого сомнения, запечатлено одно и то же мужское лицо. Могло ли это быть случайным совпадением?
Открытия продолжаются…
Когда Пауль Бадде приступил к обстоятельным исследованиям лика на плате из Маноппелло, то обнаружил новые, не менее удивительные его особенности.
Во-первых, изображение можно рассматривать с обеих сторон, как и на плате Вероники из собора Святого Петра до переноса реликвии в сокровищницу внутри пилона.
Во-вторых, изображению присущи, казалось бы, несовместимые свойства голограммы, фотографии, живописной картины и рисунка: оно переливается, словно радуга, а каждый из десяти человек, стоящих перед ним, видит десять отличающихся друг от друга портретов.
И в-третьих, когда на полотно из Маноппелло падает свет, рисунок на нем исчезает и ткань становится прозрачной.
Дальнейшие исследования показали, что в Маноппелло образ запечатлен на виссоне – особой ткани, в древности ценившейся буквально на вес золота. Сырьем для виссона служили нити, образующиеся при затвердевании биссуса – секрета биссусовой железы, имеющейся в ноге у двустворчатых моллюсков рода пинна. Для изготовления одного килограмма виссона необходимо было выловить около тысячи таких моллюсков.
Окончательный вердикт
По мнению исследователя Туринской плащаницы, католического священника Хайнриха Пфайффера, когда на тело Христа, завернутое в плащаницу, положили в гроб, то потом лицо, поверх плащаницы, закрыли еще и куском ткани, находящимся теперь в Маноппелло.
− При этом становится ясно, − полагает Пфайффер, − почему на Туринской плащанице проявилось негативное изображение, а на плате Вероники, в соответствии с законами физики – позитивное. В сущности, плат является как бы вторым саваном, только он значительно меньше Туринской плащаницы.
А вот как он объясняет тот факт, что на плате из Маноппелло глаза у Христа открыты:
− Отпечаток на Туринской плащанице образовался, скорее всего, в момент смерти Иисуса, тогда как изображение на саване из Маноппелло возникло тогда, когда он воскрес. И это служит еще одним доказательством его победы над смертью.
Но, пожалуй, главная загадка савана из Маноппелло заключается в следующем: виссон, материал, на котором оказался запечатленным лик Иисуса, не только является огнеупорным, не восприимчивым к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, но также не поддается окраске никакими красящими веществами. А следовательно, нарисовать изображение на нем никто не мог.
Точно так же, как и на Туринской плащанице, образ Христа на плате Вероники является, в прямом смысле слова, нерукотворным. То есть это изображение создано не человеком, а некоей неведомой силой.
Такой вывод подтверждают и исследования профессоров Донато Витторе из университета в Бари и Джулио Фанти из университета в Падуе. Эти ученые не нашли на полотне из виссона даже мельчайших следов красок. Они обнаружили лишь слегка опаленные волокна в черных точках зрачков, словно в этих местах ткань подверглась воздействию высокой температуры.
Все эти сведения еще больше подтверждают то, что саван из Маноппелло – и есть тот подлинный плат Святой Вероники, который пропал из Ватикана в первой половине XVI века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий