Дама в голубом
Константин Андреевич Сомов (1869-1939), – русский живописец и график, мастер портрета, представитель русского символизма и модерна. Сын искусствоведа и музейного деятеля А.И. Сомова. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения.
Манера Константина Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Его творчеству присущи ретроспективизм, элегичность, изысканность.
“Мирискуснические” портреты Сомова ,
Одной из вершин творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.
Портреты представителей русской интеллигенции
Напротив, сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Рисунки карандашом с подцветкой акварелью, а также выполненные гуашью, цветными карандашами или белилами, - все они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.
Автопортреты Сомова
Сомов часто обращается к автопортрету. Он относится к себе с холодной пытливостью, как к постороннему. Почти во всех автопортретах есть налет "дендизма". Он проявляется как в облике Сомова, изысканности его одежды, так и в щегольстве графической манеры, колорита произведения.
Сомов вошел в русское искусство как умный и тонкий портретист, внесший много нового в этот трудный жанр.
Портрет А.А.Блока. 1907
Автопортрет. 1909
Автопортрет. 1898
Автопортрет в зеркале. 1934
Автопортрет в зеркале. 1928
Портрет Е.П.Носовой. 1911
Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911
Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897
Портрет Александры Левченко. 1934
Портрет А.С.Пушкина. 1899
Эхо прошедшего времени. 1903
Спящая женщина в синем платье. 1903
Сесиль де Воланж. 1934
Портрет С.В.Рахманинова. 1925
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906
Портрет М.Д.Карповой. 1913
Дама в розовом. 1903
Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898
Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е
Портрет А.А.Нольде. 1911
Портрет А.А.Попова. 1928
Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897
Портрет А.К.Бенуа. 1896
Дремлющая дама в черном платье. 1909
Портрет Е.Е.Лансере. 1907
Портрет Д.Г.Карышевой. 1914
Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926
Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895
Портрет Ф.К.Сологуба. 1910
Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909
Портрет М.Г.Лукьянова. 1918
Портрет М.В.Добужинского. 1910
Портрет М.В.Брайкевича. 1934
Портрет Луизы Морган. 1926
Портрет Е.С.Михайлова. 1916
Портрет Е.П.Олив. 1914
.
ОтветитьУдалитьСОМОВ ЛЮБОПЫТНО И ИСКРЕННЕ
НО ... - СКУЧНОВАТО И БУДНИЧНО
============================
можно сказать перед нами мелькали персонажи
высшего света - вот они были такие...
и сначала интересно
- проходит перед нашими глазами то неуловимое прошлое
которое ушло навсегда
характер художника располагал к естественности
поведения персонажей - и это оживляет портреты...
но все поверхностно ... и скучно в конце концов
- нет великих задач Врубеля
есть благополучное пребывание художника в свете...
=========
.