Новое исследование расставило ведьм Гойи в правильном порядке

22/04/2015
ЛОНДОН. Все известные рисунки из частного альбома «Ведьмы и старухи» Франциско Гойи (Francisco Goya, 1746-1828) были представлены в их первоначальной последовательности. Это стало возможным благодаря обширному техническому исследованию, проведённому реставраторами и искусствоведами. Выставка в галерее Курто (Courtauld Gallery) в Лондоне (до 25 мая) — первая, на которой представлены все 22 рисунка тушью с изображениями пожилых женщин, ведьм, несущих младенцев на своих спинах, и танцующих старух.
Как отметила эксперт по творчеству Гойи Джульетта Уилсон-Баро (Juliet Wilson-Bareau), эта работа стала настоящим подвигом судебно-медицинских экспертов, реставраторов и искусствоведов, которые провели несколько месяцев за изучением всех работ для определения их правильного порядка. Хотя Гойя тщательно пронумеровал каждый эскиз, восемь потеряли свои номера. Учёные проанализировали состав коричневых и серых чернил, знаков на бумаге и поняли, что эти «пятна» имеют свой важный смысл. Стефани Бак (Stephanie Buck), куратор отдела чертежей галереи Курто, рассказала, что метки на бумаге означают, что испанский мастер рисовал эскизы в альбоме, а не на отдельных листах бумаги. Именно эти знаки и сыграли большую роль в определении правильного порядка работ.
Учёные датируют альбом, один из восьми, написанных Гойей в последние 35 лет своей жизни, примерно 1819 годом, т.е. он был сделан до того, как художник покинул Испанию, переселившись во Францию, где он умер. Он начал создавать частные эскизы альбомов во время лечения от болезни, которая сделала его глухим. Уилсон-Баро считает, что Гойя придавал этим рисункам очень большое значение, поэтому и взял их с собой во Францию. После смерти художника, альбомы перешли к его сыну, Хавьеру, а после смерти Хавьера — ко внукам Гойи, которые продали их. «Ведьмы и старухи», как и другие альбомы, были разобраны на рисунки, а в последствии включены в общую серию «потешных альбомов» гравюр и рисунков, которые были популярны у коллекционеров XIX-го века.
Уилсон-Баро отмечает, что «Ведьмы и старухи» — один из наименее изученных альбомов Гойи, показывает огромное мастерство художника в качестве наблюдателя за людьми. Она говорит: “Его работа передает искру в человеке, с юности он мастерски подмечал необычное поведение людей, его схожесть и различие с животными, и был очарован всеми проявлениями этого”.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий