«Демон» - понятие нейтральное
При универсальности и глобальной распространённости мифов о демонах само понятие «демонология» является искусственным. Это современная попытка придать изучению мифов и легенд о представителях демонического мира наукообразный характер. В действительности никакой «науки о демонах» не существует, а то, что подразумевается под демонологией, представляет собой лишь ту часть традиционного или оккультно-современного религиозного сознания, что описывает функции, родословную и характерные признаки демонических сил. Любопытно, что первоначальное значение слова «демон» не имеет привязки к отрицательным сверхъестественным сущностям. В переводе с древнегреческого «демон» это «божество», поэтому в античных произведениях боги олимпийского пантеона нередко фигурируют как «демоны».
Негативное звучание и значение это слово приобрело под влиянием христианства, когда к падшим духам и бесам были закономерно причислены все сверхъестественные персонажи языческих мифологий. С точки зрения христианства все нечеловеческие духовные сущности, не служащие Богу, являются приспешниками сатаны, то есть демонами.
Характерно, что в Ветхом Завете демоны, или падшие духи, не имели самостоятельной воли. Они лишь использовались сатаной для искушения или причинения духовного вреда человеку, стараясь сбить его с истинного пути почитания Бога и исполнения Божественных заповедей. Более самостоятельный характер как сущности, обладающие собственными особенностями, разумом, способностью к постановке целей и выбора способов их достижения, демоны получили позднее. Здесь прослеживается разделение на две ветви, новозаветную христианскую и иудейскую.
От иудеев до нынешних оккультистов
После разрушения Второго Храма в Иерусалиме в конце I века нашей эры и великого рассеяния по миру еврейская духовная жизнь пошла по пути роста значения мистики – и представления о демонах играли здесь не последнюю роль. Иудейская демонология основана на нескольких духовных книгах: Талмуде, Каббале, книге Зоар. В Талмуде указаны имена множества демонов, главным из которых считается Самаэль – но при этом далеко не всегда можно проследить разграничение функций между ними. Также здесь впервые появляется представление о демонах как о существах, находящихся в промежуточном положении между ангелами и людьми. Каббала представляет собой развитие мистической демонологии, в которую вливаются многочисленные персонажи европейских языческих мифологий и арабских легенд.
Кроме того Каббала определяет демонов как существ, состоящих из двух элементов, воздуха и огня (остальные существа содержат в себе ещё два элемента, воду и землю). По этой причине они якобы и не видны простым глазом. При этом они всё же подчиняются магическим законам и законам мироздания – следовательно, при знании этих законов, ритуалов и заклинаний демона можно подчинить своей воле и заставить служить себе. Книга Зоар уделяет большое внимание родословному древу и происхождению демонов: по изложенной в ней версии, демоны являются потомками интимных союзов первобытных демонических сил и первых представителей человеческого рода. В этой связи примечательно появление представлений о возможности сексуальной связи между, с одной стороны, демонами мужского или женского пола, с другой, обыкновенными мужчинами и женщинами.
Оккультистов в этом отношении можно условно разделить на две категории. Представители первой считают, что сверхъестественные сущности, именуемые демонами, в действительности являются носителями высших знаний. Вступая с ними в телепатический, спиритический или иного вида информационный контакт, оккультисты надеются получить от них эти знания и некие сверхспособности. Вторая категория оккультистов ближе к сатанистам и полагают, что с помощью особых ритуалов и магических заклинаний можно вступить в своего рода коммерческие отношения с демонами. Демоны предоставят богатство, власть, талант или иной вид могущества, если их либо подчинить себе магией, либо купить чем-то (обычно в качестве товара фигурирует посмертная участь души человека).
Христианская демонология
Представления традиционного христианства о мире падших духов в общем и целом соответствуют ветхозаветным представлениям. Христиане полагают, что зло в мире появилось в результате искушения одного из самых приближённых к Богу ангелов(Денницы или Люцифера). Мятежник вознамерился свергнуть Бога и стать на его место, соблазнив обещаниями могущества множество из других ангелов. В итоге воинство падших ангеловбыло побеждено армией верных Господу ангелов под предводительством архангела Михаила. Сатана (то есть «противник» Бога) и его приспешники были низвергнуты с небес и стали демонами. С тех пор они ожидают окончательного решения своей участи после Страшного Суда.
По всей видимости, всех демонов ожидает окончательное осуждение и все они будут обречены на вечное страдание, так как потеряли способность к покаянию. Испытывая непреодолимую зависть и ненависть к человеку как творению Божьему, которому обещано Царство Небесное, сатана и его приспешники стараются всеми способами отвратить человека от Творца и растлить его душу. С этой целью они стараются всячески навредить человеку, предлагая ему множество искушений. Единственный для человека способ избежать этой духовной опасности, чреватой гибелью души, это принятие Крещения, участие в Таинствах, исполнение заповедей, раскаяние в своих грехах и надежда на милость Бога.
В Православии не существует детально разработанных представлений о демоническом мире. В Католичестве, напротив, демонам уделяется существенное внимание. Причём особенно оно усилилось уже по окончании Средних веков, на самом пороге эпохи Возрождения. С тех пор католическими мистиками было создано сразу несколько вариантов демонических классификаций. Некоторые из них содержали точное количество демонов с их именами (например, согласно «Псевдомонархии демонов», составленной Иоганном Вейером в середине XVI века, демонов насчитывается 69). Другие разделяли демонов по степени их могущества – в данном случае критерием выступал тот ангельский чин, в котором эти духи находились на момент искушения их сатаной и отпадения от Бога (Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы). Существовали и версии, в которых высшие демоны отождествлялись с семью смертными грехами: гордостью, гневом, похотью, алчностью, завистью, ленью, чревоугодием.
Александр Бабицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий