С момента создания первых известных наскальных рисунков, сделанных первобытными людьми, прошли десятки тысяч лет – а мышление человека во многом сохранило те же самые механизмы. Нас, как и наших далёких предков, по-прежнему волнуют магические знаки, с помощью которых многие надеются изменить жизнь к лучшему или не допустить её изменения к худшему.
С тех пор, как человек открыл поистине волшебную возможность знака отображать суть реального предмета, существа или события, он создал развитую цивилизацию, совершил культурную и промышленную революцию, научился летать, погружаться в недра Земли и в морские глубины. И, тем не менее, он по-прежнему придаёт большое значение магическим знакам, которые должны обеспечить ему сверхъестественную защиту и помощь.
Знак – инструмент власти над реальностью
В действительности словосочетание «магический знак» в некоторой степени можно рассматривать как тавтологию, так как появление знака само по себе было для древних людей магическим действом. Знак это приписывание некому явлению, предмету, существу определённого смысла и значения, выражаемого через какое-то нематериальное обозначение (чаще всего звуковое или графическое). Таким образом, знак есть способ передачи информации об объектах материального мира, не требующий непосредственного присутствия этих объектов. Всем известным примером такого знака является слово, выражающее суть предмета или действия, и складывающийся из слов язык, то есть система сообщения информации об окружающей реальности. Самым известным графическим знаком являются цифры, обозначающие то или иное число, и буквы, выражающие в наглядном виде звуки и слова.
Так что в широком смысле появление знаков было для человечества событием поистине волшебным: не зря же первобытные люди были уверены, что написание или произнесение имени предмета даёт власть над самим предметом. Эта уверенность и стала основой магического мышления, в основе которого лежит вера в возможность контроля над реальностью, с помощью манипуляции со знаками, обозначающими составные части действительности. Это и есть магические знаки в узком смысле слова: то, что используются в непосредственных магических ритуалах или обеспечивающие сверхъестественную защиту.
Самым известным примером магических знаков являются амулеты, появившиеся едва ли не одновременно с человеком разумным и играющие огромную роль и в наше время. В первобытные времена в качестве амулетов чаще всего использовали атрибуты убитых животных, обычно хищников – тем самым стремились забрать себе силу, отвагу, хитрость, скорость, ярость и другие полезные качества зверя. Впоследствии амулеты стали более мистическими: нанесённые на них символы и заклинания должны были обеспечить удачу и здоровье и отпугнуть злые силы, несчастья, болезни, смерть.
Кролики как главные магические животные
Одним из наиболее известных в настоящее время амулетов является кроличья лапка. Данное суеверие является универсальным и международным, распространённым по всему миру, однако особая его популярность связана с североамериканским фольклором. В свою очередь, в США представления об особой магической силе кроличьей лапки были занесены, судя по всему, вместе с темнокожими африканскими рабами. Кроличьей лапке приписывают свойство приносить её владельцу удачу и защищать от неприятностей. При этом потеря этого амулета чревата многочисленными бедствиями и несчастьями. Существует множество вариаций относительно того, какая именно кроличья лапа обладает ценностью в качестве амулета: только задняя левая, только добытая в новолуние, только с убитого на кладбище кролика, только добытая косоглазым человеком, и так далее и тому подобное.
Куда более древним магическим амулетом является изображение жука скарабея. Почитание этого насекомого как волшебного атрибута началось ещё в Древнем Египте, а на фоне повышенного интереса к древнеегипетской мистике популярность скарабея возродилась за последние полтора столетия. Египтяне особе почитали скарабея потому, что видели в нём магическое отображение пути, ежедневно совершаемому Солнцем по небосводу. Дело в том, что эти жуки скатывают из навоза шарики и перекатывают их в направлении с востока на запад, пока не закапывают в землю, где затем и поедают.
На Ближнем Востоке чрезвычайно распространён амулет, выполненный в форме симметричной ладони (с двумя большими пальцами по краям). Это хамса, что в переводе с семитских языков означает «пять» и ассоциируется у мистиков с «рукой бога». Данный символ также является универсальным и, хотя распространён среди приверженцев монотеистических авраамических религий, иудаизма и ислама, был известен ещё до появления этих религиозных систем. Существуют археологические находки, свидетельствующие, что хамса была известна не только семитским языческим культурам Палестины, но и в древнем буддизме, и в язычестве Карфагена. Главной магической функцией «руки бога» является защита от сглаза и порчи.
Особой разновидностью магических знаков можно считать гальдраставы – напоминающие руны символы, распространившиеся в Исландии со второй половины I тысячелетия нашей эры. Специалисты разделяют эти знаки на три основные группы.
- Первая - эгисхьяльмы («шлемы ужаса»), предназначенные для того, чтобы вселить в сердца врагов страх и ужас.
- Вторая – гальдрамюнды («магические рисунки»), изображавшие различные сверхъестественные предметы и существа, призванные помочь человеку.
- Третья – непосредственно гальдраствавы («дощечки с заклинаниями»), содержащие начертательные символы, которые должны были обеспечить успешное магическое воздействие.
Важным аспектом использования гальдраставов было сокрытие их от глаз посторонних. Сферы применения этих магических знаков были самыми разнообразными: «чтобы приворожить девушку», «чтобы приснилось то, чего желает сердце», «чтобы уничтожить скот недруга», «чтобы преуспеть в торговле и делах», «чтобы открыть замок без ключа», «чтобы защитить двор от набегов лисиц» и так далее.
Александр Бабицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий