Александр Мурашко. Автопортрет, 1918. Благовещение, 1909
Творчество этого художника вывело украинскую живопись на международный уровень. Его картины переполнены воздухом и солнечным светом. Александр Мурашко по праву считается классиком изобразительного искусства начала XX в. Он мог бы создать еще десятки шедевров, но в 1919 г., когда художнику было всего 44 года, его жизнь оборвалась выстрелом в затылок – так началась череда большевистских расстрелов лучших представителей интеллигенции.
Александр Мурашко. Похороны кошевого, 1900
Будущий художник, преподаватель и общественный деятель родился в Киеве. У его отчима была иконописная мастерская, а дядя – Николай Мурашко – был основателем Киевской рисовальной школы. Александр Александрович Мурашко учился у самого Репина, в Петербургской Академии художеств. Его дипломной работой стали «Похороны кошевого». Именно за эту работу Мурашко получил звание художника с правом пенсионерской поездки за границу (пенсией называлось пособие на совершенствование мастерства). В этой картине заметно влияние картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – полотно Мурашко так же монументально.
Работы Мурашко парижского периода: *Девушка в красной шляпе* и *Парижанки. Возле кафе*, 1902-1903
Во время поездки за границу Мурашко поддается влиянию импрессионизма – это заметно в создании сложных световых эффектов, в игре светотени, в пленэрности его работ. Его картины переполнены светом, причем не столько внешним, сколько внутренним – персонажи его картин словно лучатся, будто свет исходит от них самих. Возможно, отчасти это объясняется тем, что Мурашко писал в основном не заказные парадные портреты, а портреты знакомых – тех людей, к которым сам испытывал искреннюю симпатию. Поэтому в работах столько тепла и света, передающих состояние гармонии в душе персонажей и во всем окружающем их интерьере.
*Старый учитель. Портрет Николая Мурашко*, 1906
Александр Мурашко призывал: «Будьте в искусстве как дети – искренними и непосредственными». И сам он следовал этой заповеди на протяжении всей жизни. Именно поэтому все его полотна – и на исторические, и на бытовые, и на религиозные темы – выглядят такими светоносными и в полной мере передают эмоциональное состояние автора.
Александр Мурашко. Благовещение, 1909
Яркий тому пример – самая известная его работа «Благовещение». Религиозное начало в этой картине уходит на второй план – в девушке, изображенной на полотне, можно увидеть и Деву Марию, и собирательный образ, который является воплощением чистоты, красоты, нежности и непосредственности. Достоверность предметных реалий – цветы в вазе, нитки для вышивания, буйство зелени за синей оградой террасы – заставляют поверить в то, что этот сюжет может происходить на одной из летних дач под Киевом.
Александр Мурашко. Портрет Людмилы Куксиной, 1910. За пяльцами. Портрет Елены Праховой, 1905
Характерная особенность женских портретов работы Мурашко – неуловимая трепетность, грациозность и незащищенность создаваемых образов – делает его работы легко узнаваемыми среди сотен других.
Александр Мурашко. Женщина с цветами, 1918. Портрет Веры Епанчиной, 1910
Так же искренен художник в изображении простых украинских крестьян. По мнению искусствоведов, их портреты отражают как внешние признаки национальной самобытности (костюм), так и глубокое внутреннее понимание художником менталитета украинского народа.
Александр Мурашко. Зима, 1905. Крестьянская семья, 1914
Персональные выставки художника проходили во многих городах Европы. В 1917 г. он стал одним из организаторов и первым ректором Украинской Академии искусств. Жизненный путь Мурашко оборвался внезапно и трагически: неподалеку от собственного дома трое солдат задержали художника и убили его выстрелом в затылок. Существует версия, согласно которой расстрел был запланирован Губернской ЧК, в связи с четко обозначенной национальной позицией автора.
Девять основателей Украинской академии искусств
Источник: http://www.kulturologia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий