Франсуа Буше. Темноволосая одалиска, 1743
Классическая живопись рококо, в частности, одного из самых ярких его представителей Франсуа Буше, всегда вызывала много вопросов и споров. При жизни художник пользовался невероятной популярностью, позже его начали критиковать за легкомысленность и фривольность, Дидро обвинял его в потакании вкусам низких сословий. Впрочем, вульгарности тогда было куда больше при дворе. Буше часто работал над заказами короля Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, и его живопись называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь.
Для картины *Светловолосая одалиска* Буше позировала 12-летняя любовница Людовика XV, 1752
Излюбленной темой мастера всю жизнь оставалась обнаженная женская натура, что приводило к частым обвинениям в распутстве и сластолюбии. Вряд ли эти претензии имели под собой почву – Буше был женат на женщине, которая была на 15 лет его моложе. Он в ней души не чаял, и она всегда оставалась для него идеалом женственности и красоты, что он неоднократно доказывал в своих работах.
Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742
В 1734 г. Буше присудили почетное звание «живописца исторических сцен», что было равнозначно официальному признанию его принадлежности к художественной элите, в 1737 г. он стал профессором Академии живописи и скульптуры, а в 1765 г. – ее президентом. Тогда же он был удостоен титула «первого королевского живописца».
Франсуа Буше. Три грации, 1765
Геркулес и Омфала, ок. 1728–1731
Буше был частым гостем в Версале. В 1748 г. он начал работать для маркизы де Помпадур, от которой с тех пор поступали частые заказы. В 1752 г. она добилась для него разрешения жить и работать в Лувре. Помпадур была любовницей короля всего 5 лет, при этом ей удалось оставаться влиятельной персоной на протяжении десятилетий, до самой смерти Людовика XV. В ней сочетались противоположные качества: острый ум, образованность, дипломатичность – с одной стороны, тщеславие, деспотичность, цинизм – с другой. Она могла помогать художникам и писателям, а потом отправить их в тюрьму за критические высказывания в ее адрес. Буше умел ей угождать – на всех портретах с разницей в 9 лет у нее лицо 20-летней девушки.
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур, 1750 и 1756
Многие современники осуждали Буше за близость распутному высшему свету. Моралист Дени Дидро, считавший, что искусство должно обличать пороки и устрашать тиранов, обвинял Буше в безнравственности и вульгарности: «У него наблюдается извращение вкуса, колорита, композиции, характеров, воображения, рисунка – причем все это является следствием развращения нравов. Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур, 1758 и 1759
Тем не менее, талант Буше был достаточно многогранным: он писал пейзажи, пасторали, портреты, картины на мифологические сюжеты, иллюстрации к книгам, эскизы парковых скульптур, гобеленов и театральных декораций, оформлял интерьеры дворцов. Но наибольшую популярность ему принесли скандально известные обнаженные одалиски.
Франсуа Буше. Триумф Венеры, 1740
Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1749
Источник: http://www.kulturologia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий