Почему конь красный


5 ноября исполнилось 137 лет со дня рождения художника Кузьмы Петрова-Водкина.

Знаменитый русский символист родился в семье сапожника, в провинциальном Хвалынске Саратовской губернии. Мы когда-то тоже относились к ней, можно сказать, взращены на той же земле. Хотя Кузьма был воспитан в бедной среде, его устремления были совершенно космических масштабов. В прямом смысле слова. С детства он наблюдал звезды, движение небесных тел и чувствовал себя частью каких-то глобальных процессов. Увлечение астрономией сопровождало его всю жизнь.

В свободные часы он разрабатывал проект по использованию энергии космических тел, интересовался Луной, думал, как ее заселить. Будучи еще слишком бедным, он не мог позволить себе путешествия. Но жил идеей повидать мир. В начале XX века Петров-Водкин проявил предприимчивость и стал участником рекламной кампании одной велосипедной фирмы. Его мечта сбылась! За полгода он объехал на велосипеде всю Европу. Остановился, лишь когда велосипед буквально развалился под ним.


Романтик чистой воды, он верил, что искусство не решает бытовых задач, но способно поднять человека на иную ступень развития. В этом есть что-то религиозное, мистическое. В его творчестве превалируют синие и красныецвета, их же использовали средневековые мастера иконной живописи. Он не раз пробовал себя в росписи храмов, но его работы не прижились. И тем не мене отсылы к русской иконе довольно часто встречаются в живописи художника. Самое знаменитое произведение, знакомое даже далекому от искусства человеку, – "Купание красного коня" насыщено религиозностью. Картина была написана в Волгоградской области в селе Гусевка. В 1912 году он гостил у друзей и ежедневно наблюдал, как моют неказистых лошадок с разбитыми в кровь ногами и копытами. После революции он отмечал, что образ стал пророческим. Красный конь, несущий слабого человека, стал символом кровавой революции.



Многослойность смыслов присутствует во всех его работах. Подобная смысловая игра свойственна и иконе. Глядя на икону, мы сначала получаем впечатления чисто зрительные, наш глаз радуется, потом мы обращаем внимание на описанное событие и лишь следом, уже внутри себя, каким-то метафизическим зрением понимаем смысл этого произведения. Точно так же происходит с картинами Петрова-Водкина. Он захватывает внимание каждым слоем, выступая за чистый, ясный цвет. Большая удача для волгоградцев – возможность увидеть картины Кузьмы Сергеевича, не покидая родного города. В коллекции музея Ильи Машкова хранится целых три произведения автора: проникновенный автопортрет, загадочная зарисовка "Командиры РККА" и графический рисунок "Портрет Самохвалова".


Портрет художника можно изучать часами. Одним из его ведущих жанров была портретная живопись. В своей особой манере он приближает лицо к краю картины, выводит его на передний план. Лицо превышает человеческий размер и как бы становится пейзажем. Зритель в него погружается, как в отдельный мир. Очень строгий взгляд. Перед таким взором недостойно вести себя уже и не получится. Кроме живописи автор великолепно играл на скрипке, писал пьесы для театра, лучшие тексты о его творчестве – написанные им самим. Петров-Водкин – это личность во цвете возможностей, он какой-то ренессансной породы, но при этом очень русский человек.

С середины 20-х годов символизм теряет актуальность, на первый план выходит соцреализм, повествовательный натурподобный язык в искусстве. Чистый символист, Петров-Водкин балансировал на грани трагедии. Свой волшебный язык он пытался подстроить под требования реализма, страдал и не испытывал счастья. Мечты об искусстве, способном создать прекрасного человека, рушились. Муки от непонимания того, для чего нужен художник, терзали его до конца жизни. Но, глядя сейчас, сквозь десятилетия, на его картины, невольно хочется быть лучше.

Искусствовед, заместитель директора по научной работе Музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова Ольга Малкова.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий