Слева – А. Рослин. Портрет Н. П. Голицыной, урожденной Чернышевой, 1777. Справа – Ф. С. Рокотов. Портрет неизвестной в белом чепце, 1790-е
Одной из самых известных работ знаменитого русского художника XVIII века Ф. С. Рокотова был «Портрет неизвестной в белом чепце», который до сих пор вызывает множество споров – начиная с сомнений в авторстве работы и заканчивая дискуссиями о том, кто же на самом деле скрывался за образом «неизвестной». Искусствоведы склоняются к мнению о том, что Рокотов изобразил на портрете княгиню Н. П. Голицыну, урожденную Чернышеву, послужившую прототипом для старой графини в пушкинской «Пиковой даме». А с этим литературным персонажем связано еще большее количество загадок.
Слева – Франсуа-Юбер Друэ. Наталья Петровна Чернышева. Справа –Гравюра Петера с портрета Друэ
А. С. Пушкин не отрицал того, что у его графини был реальный прототип. Так, в 1834 г. он писал: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся». Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной однажды проигрался в карты и решил обратиться за помощью к своей богатой родственнице. Она не дала ему денег, но назвала три карты, на которые нужно поставить, чтоб отыграться: тройка, семерка, туз. Этот секрет ей открыл ее друг, алхимик и оккультист граф Сен-Жермен. Племянник последовал ее совету и отыгрался. А позже он рассказал эту историю Пушкину.
Голицына с сыном Петром, 1767
Точно не известно, имела ли эта история место в реальной жизни, но воспоминания современников о княгине Голицыной позволяют предположить, что она действительно могла послужить прототипом для старой графини из «Пиковой дамы». Княгиня была властной, деспотичной и надменной женщиной, державшей в страхе и родных, и придворных. Даже ее сын, будучи московским генерал-губернатором, робел и не смел сидеть в ее присутствии.
А. Рослин. Князь Владимир Борисович Голицын
Современники утверждают, что княгиня больше всего ценила в своем красивом, но слабохарактерном муже князе Голицыне его знатную фамилию: «Она все фамилии бранит и выше Голицыных никого не ставит, и когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: «Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?»
Иллюстрация Д. Шмаринова к повести Пушкина *Пиковая дама*. Графиня в молодости
В молодости Наталья Петровна была привлекательной, но позже у нее выросли усы, за что она получила прозвище «усатой княгини». В зрелом возрасте ее внешность была отталкивающей, что в сочетании с надменным поведением придавало еще больше сходства с пушкинской графиней. А особняк в Петербурге, где она проживала, стали называть «домом Пиковой дамы».
А. Бенуа. Иллюстрация к *Пиковой даме*. Германн угрожает графине пистолетом
Современники княгини Голицыной вспоминали: «Она властвовала какою-то всеми признанною безусловной властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон, гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему».
А. Бенуа. Иллюстрации к повести Пушкина *Пиковая дама*, 1910
Несмотря на свое внушительное состояние, княгиня была скупа. Ф. Толстой вспоминает: «Но не подумают, что княгиня Голицына привлекала к себе роскошью помещения или великолепием угощения. Вовсе нет! Дом её в Петербурге не отличался особой роскошью, единственным украшением парадной гостиной служили штофные занавески, да и то довольно полинялые. Ужина не полагалось, временных буфетов, установленных богатыми винами и сервизами, также не полагалось, а от времени до времени разносили оршад, лимонад и незатейливые конфекты».
Б. Митуар. Портрет Натальи Петровны Голицыной, 1810-е. Фрагмент
Источник: http://www.kulturologia.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий