10 монотеистических богов, о которых многие даже не слышали


Статуя Шивы на реке Ганг.
Существует общепринятый стереотип, что монотеистические боги – этакие бородатые сущности, похожие на стариков. Но на самом деле концепция единого Бога в разных уголках мира и у разных народов принимала порой весьма странные и необычные формы.


1. "Великая Слава" мандеев

Великая Слава мандеев.

Мандеи (или сабии), которых зачастую называют "учениками Иоанна Крестителя", - последователи авраамической религии, которые считают, что их религия старше иудаизма, христианства и ислама, но просто она активно не проповедовалась еще с первого века нашей эры. Теперь же единственные, кто может приобщиться к вере мандеев, это те, кто был рожден в семье мандеев. Их бог, которого сами сабии называют "Великая слава", якобы создал все миры Вселенной, а также души, которые были помещены в человеческие тела ангелами. 

Во время пребывания в материальном мире душа должна страдать. Но при этом, будучи частью божественного творения, душа должна также делать добрые дела и противостоять злу. После смерти душа очищается и возвращается туда, откуда она произошла изначально. Священная книга мандеев называется Гинза Рабба ("великое сокровище") и она якобы была вручена Адаму архангелом после сотворения человека.


2. Аль Аакал Аль Кулли

Аль Аакал Аль Кулли.

Члены сирийской секты друзов считают, что Бог - не отдельная сущность, но все существующее есть отражением абсолютного божества. Они считают, что Вселенная существует благодаря божественной природе. Физическое существование является проявлением Бога. Рай и ад обозначают абстрактные понятия духовного расстояния от Бога, а люди перевоплощаются до тех пор, пока они не воссоединятся с Аль Аакал Аль Кулли ("космическим разумом"). Друзы верят, что Бог воплотился в материальном мире в халифе Фатимидов Аль-Хакима Биамриллаха. В то время как мусульмане верят, что халиф умер в 1027 году, друзы утверждают, что он исчез и ждет, чтобы снова принести новый золотой век на Землю.


3. Шанди

Шанди.

Во время Династии Шан в Китае верили в существование верховного бога, известного как Ди ("Всевышний Господь") или Шанди ("Небесный верховный правитель"), который был верховным божеством и чем-то вроде короля по земным меркам. Также он имел власть над стихийными бедствиями и погодой. Он, как считали китайцы, живет в небесном городе Шан с предками королевской семьи, а также общается с людьми посредством оракула или гадальных костей. Когда к власти пришла династия Чжоу, поклонение Шанди сменило поклонение Тянь ("небесам"). В начале периода Чжоу Тянь и Шанди могли быть взаимозаменяемыми понятиями.


4. Шива

Шива.

Хотя имя этого индуистского бога довольно известно, в основном его знают как господина создания и разрушения в индуистском пантеоне. Его архетипическая форма, которая была известна как Рудра, являла собой человека с рогами и эрегированным фаллосом, окруженного животными, для которых он был пастухом-защитником.Для последователей шиваизма сиддханту Шива является единственным божеством, а другие боги являются лишь его частными проявлениями. 

Согласно их концепции, Вселенная состоит из трех абсолютно реальных понятий: пати (Шива), пашу (живые души), и паши (материальная вселенная). Пашу и паша существуют благодаря пати, но все вокруг вечное и не может быть создано или уничтожено. Вишну и Брахма, два других главных бога в индуизме, в этой системе убеждений считались подчиненными Шивы.


5. Гифистос

Гифистос.

Согласно сохранившимся греческим записям, среди жителей Малой Азии, а также в регионе Черного моря от 400 г. до н.э. до 200 г. н.э. было широко распространена вера в единого бога, известного как Гифистос ("Всевышний"). Некоторые считают эту веру ответвлением еврейско-языческой синкретической религии, часто упоминающейся как Theosebeis ("богобоязненные"), которая позже влилась в христианство. Этот термин иногда применялся к Зевсу или местным верховных божествам. 

Упоминания о поклонении Гифистосу на севере Черного моря, возможно, было ссылками на Боспорский королевский культ, связанный с сарматскими богами неба и богами-всадниками. В Анатолии ссылки на Гифистоса, возможно, относились к местному монотеизму, генотеизму или зороастризму. В Афинах поклонение Гифистосу, возможно, произошло от поклонения Зевсу, но его отличали некоторые уникальные элементы, такие как вера в исцеление.


6. Хананим

Хананим.

В древнекорейском шаманизме верили во многих богов и духов природы, но особым почтением пользовался Ханныльлим (или Хананим), Правитель Небес, который правил всем в этом мире. Воздействие христианских идей в начале современной эпохи привели к развитию религии Чхондогё или Тонхак. В 1860 году Чхве Че У заявил, что у него было видение Хананима, который рассказал ему, что человечество страдает от духовной болезни. Хананим воспринимается как некая Великая Целостность, которая присутствует во всех человеческих существах. Чхондогё учит, как можно "излечить" Бога в человеке, тем самым создав рай на Земле. Последователи Чхондогё утверждают, что поскольку Бог есть в каждом человеке, то все равны (этим они отличаются от других религий).


7. Чукву

Чукву.

Хотя в африканских религиях, как правило, встречается многобожие и пантеизм, монотеистические идеи отнюдь не редкость. Среди людей игбо в Западной Африке популярна вера в верховное божество - создателя, известного как Чукву ("Великого Чи"), который обладал мощью, достаточной, чтобы создать жизнь. Чукву считается единством мужского и женского, видимого и невидимого, живого и неживого.Человеческие взаимоотношения с Чукву были описаны в Одинани ("Великих Правилах") - наборе божественных законов, которым подчиняется каждый человек. В каком-то смысле, Чукву является Богом, который ответственен за разные части Вселенной, других божеств или духов. С другой стороны, Чукву также постоянно продолжает творить новое.


8. Вушэн Лаому

Вушэн Лаому.

В середине периода династии Мин в Китае в противовес конфуцианству появились народные религии, произошедшие от буддийских, даосских и христианских идей. Многие из этих традиций основывались на вере в Вушэн Лаому ("Нерожденную Мать"). Она была также известна как Вучэн Лаому ("Вечная Мать") и Вуцзи Лаому ("Великая Мать небытия"). Она, как полагают, была творцом вселенной, главной творческой и преобразующей силой, а также прародителем и праматерью всех божественных и смертных существ во вселенной. Именно Вечная Мать создала мужчину и женщину, которые основали род человеческий.


9. Алекх

Алекх.

Основанная в 19 веке в индийском штате Орисса, Махима Дхарма была религией, в которой поклонялись божеству, известному как Махима Алех - высшему, неназываемому и неописуемому божеству. Верующие почитали этого Бога как шунйа ("пустоту"), что означает "все и ничего". Полагая, что путь к божеству можно пройти только с помощью медитации, аскетизма и обрядов, верующие отвергают все формы идолопоклонства. Махима Дхарма была описана следующим образом: "Конечная реальность только одна. Ум человеческий в течение через веков преклонялся перед Единым. Ведь истинное поклонение ведет от многих к одному и только одному".


10. Малак Тавус

Малак Тавус.

Многие немусульманские курды относятся к трем религиозным конфессиям, которые произошли от древней веры, известной как Яздани ("Культ ангелов"): езидизму, алевитству и ярсанизму. От яздани также произошли в 19 веке бабизм и бахаизм. Последователи религии яздани считают, что материальная вселенная была создана Хак ("универсальным духом") через проявление высших аватар, которых считали Богами прочие религии, кроме езидов. 

Езиды считают, что универсальный дух проявлялся в разных аватарах на протяжении всей истории, хотя Хак обычно не вмешивается в материальную вселенную. Члены конфессий яздани исповедуют веру в семь ангельских существ, которые защищают вселенную от семи злых духов материи. Особым почтением у езидов пользуется ангел под названием Малак Тавус или Мелек Тавуз ("Ангел-Павлин"). 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий