Правда и вымысел о кровавой графине Батори – одержимая садистка или жертва интриг?



Неизвестный художник. Портрет графини Батори
Ее называют самой жестокой женщиной-убийцей в истории. С ее именем связано такое количество легенд, что отделить правду от вымысла очень сложно. Так, говорят, что она даже была музой знаменитого итальянского художника Караваджо. Не была ли графиня Батори на самом деле несправедливо осужденной жертвой интриг тех, кто охотился за ее деньгами и землями? И каким образом ее мог встретить Караваджо?




Замок Чахтице в Словакии, где жила графиня Батори с мужем
Венгерская графиня Эржебет (Елизавета, Эльжбета) Батори попала в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств, – на ее счету около 650 жертв. За изощренные методы пыток ее называют Дракулой в женском обличье. Кроме того, она была одной из самых богатых женщин Европы на тот момент. Когда император Матиуш поручил палатину Дьердю Турзо расследовать многочисленные убийства, тот, по одной из версий, сфабриковал против нее улики, чтоб завладеть ее землями и золотом.




Эржебет Батори
Даже если графиня была несправедливо оклеветана, 650 жертв – слишком большая цифра для сфабрикованного дела. Как говорят, нет дыма без огня. Рассмотрим факты, дошедшие до наших дней. Род Батори был древним и знатным. Предки графини часто вступали в кровосмесительные браки, из-за чего представители рода болели эпилепсией, сумасшествием и пьянством.




Развалины замка Чахтице
Этими болезнями страдала и Эржебет – возможно, этим и объясняются ее неконтролируемые приступы ярости. В подростковом возрасте Эржебет обручилась с дворянином Ференцем Надашди и поселилась в Словакии, в замке Чахтице.




Анна Фрил в роли графини Батори, 2008
Точное время преступлений графини неизвестно – где-то между 1585 и 1610 гг. Эржебет убивала местных крестьянок, пытала и жестоко наказывала за любую провинность прислугу. Графиня секла плетью служанок, таскала за волосы, загоняла иглы под ногти, садистски избивала. По легенде, она купалась в крови своих жертв, чтобы продлить свою молодость. И судя по всему, ей это удавалось – она была одной из красивейших женщин своего времени.




Кадр из фильма *Кровавая графиня – Батори*, 2008



*Кровавая графиня – Батори*, 2008
Как ни странно, большая часть легенд о кровавой графине возникла не в XVI–XVII вв., а в наше время, и в немалой степени мифологизации ее образа поспособствовал кинематограф. В 2008 г. вышел фильм Ю. Якубиско «Кровавая графиня – Батори», после которого ее имя стали связывать с именем Караваджо. По фильму, итальянский художник попадает в плен в Турции, откуда Надашди привозит его в качестве подарка своей жене. И конечно, на фоне кровавых событий разворачивается любовная история графини и художника. На самом деле это вымысел от начала и до конца.




Замок Чахтице в Словакии, где жила графиня-убийца
Каким образом Караваджо мог встретиться с венгерской графиней? В его биографии действительно есть несколько белых пятен, однако биографы уверены в том, что он никогда не выезжал дальше Мальты и никак не мог попасть в Венгрию. А в конце XVI в. и вовсе жил в Милане.




Эржебет Батори



Анна Фрил в роли графини Батори, 2008

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий