Сюзанна Валадон
Натурщица Огюста Ренуара, Пюви де Шаванна, Анри Тулуз-Лотрека
Мари Клементин Валадон (имя Сюзанна взято позже) — дочь прачки, первая женщина-художник, принятая в Национальное общество изящных искусств. Свою успешную карьеру она начала в роли натурщицы: сначала ее приметил Пюви де Шаванн, затем она стала позировать Ренуару, Тулуз-Лотреку, Берте Моризо. В отличие от многих известных художников ее времени, она добилась финансового благополучия еще при жизни. Умерла в 1938 году в окружении своих друзей с Монмартра.
Жанна Эбютерн
Возлюбленная Амедео Модильяни
За четыре года, которые Эбютерн и Модильяни провели вместе, он успел написать около 25 портретов этой молчаливой девушки с грустными глазами. Она стала идеальной моделью для художника, который всегда изображал на своих картинах задумчивых меланхоличных женщин. Эбютерн разделила с Модильяни его самые тяжелые годы нищеты и болезни. На следующий день после смерти художника Жанна, носившая его ребенка, выбросилась из окна, не в силах пережить разлуку.
Гала Дали (Елена Дьяконова)
Жена и модель Сальвадора Дали
«Елена Троянская, Святая Елена, Галатея Безмятежная» — малая часть имен, которыеДали дал своей возлюбленной. После первой встречи, когда художнику было 25 лет, они не расставались 53 года. Все это время Гала была главной моделью Дали. После смерти первого мужа, поэта Поля Элюара, они с художником обвенчались. Они были совершенно разными, но вместе образовали идеальную пару, дополняли друг друга. «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры», — сказала однажды Гала. Ее последние годы были омрачены болезнями, поэтому день смерти она ждала как «самый счастливый в жизни». Она умерла в 1982 году, Дали пережил ее на семь лет.
Лидия Делекторская
Помощница Анри Матисса
«В продолжение 20 лет я была светом его очей, а он для меня — единственным смыслом жизни», — так Лидия Делекторская описала отношения с Матиссом. Когда они познакомились, ей было 22 года, а художнику исполнилось 63. Лидия была компаньонкой-сиделкой жены Матисса, и только через год художник обратил на нее внимание — она стала его идеальной моделью. Еще при жизни Матисс дважды в год дарил ей рисунки, чтобы она могла обеспечить себе хорошее будущее. После смерти художника Лидия продолжала служение его памяти — собирала работы и позже передала всю коллекцию советским музеям.
Ольга Хохлова
Балерина, жена Пабло Пикассо
Художник познакомился с Ольгой, когда ей было 26 лет — она выступала в труппеСергея Дягилева, а Пикассо работал там декоратором. Тогда он посчитал, что это любовь на всю жизнь, и даже женился, а при составлении брачного договора настоял на том, что половина его картин теперь принадлежит Ольге. Однако впоследствии, когда страсть угасла и появились новые возлюбленные, художник не хотел разводиться — ведь тогда жена получила бы его работы. В счастливый период совместной жизни он написал множество портретов Ольги и их сына Поля. Позже, когда размеренная жизнь надоела Пикассо, Ольга была вынуждена покинуть его и провела остаток жизни в одиночестве. На ее похороны Пикассо не приехал, сказав, что работает над новой картиной.
Камилла Донсье
Первая жена Клода Моне
На Салоне Национального общества изящных искусств 1866 года работа Моне«Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье» имела большой успех. Многие критики считают, что именно после этого портрета художник стал известным. Тогда Камилла Донсье даже не была его невестой — просто подругой. Вскоре они поженились и прожили счастливо 15 лет. В 1875 году она умерла от туберкулеза. Камилла любила позировать мужу, и большая часть женских образов Моне списана именно с нее. Даже когда она умерла, художник написал посмертный портрет «Камилла Моне на смертном одре», который сейчас выставлен в Музее Орсе.
Белла Розенфельд
Первая любовь Марка Шагала
«Когда я с Беллой, я не хожу, а летаю», — часто говорил Шагал. Если он изображал на своих картинах влюбленных, они тоже непременно парили над землей («День рождения», 1915; «Над городом», 1918). Образ черноглазой музы прослеживается на сотнях работ художника. Она была его любимой моделью. Когда Белла в 1944 году умерла, Шагал целый год не мог вернуться к работе.
Гортензия Фике
Жена Поля Сезанна
«Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — говорил Сезанн друзьям. На многочисленных портретах (и редких фотографиях) Гортензии Фике мы видим грустную уставшую женщину, некрасивую и замкнутую. Скорее всего, позировать мужу она была вынуждена — ведь они с художником прожили 20 лет в бедности, и средств на оплату натурщиц не было. Отец Сезанна, банкир, не давал разрешения на брак и даже лишил сына половины содержания. Кроме того, художник был очень строг со своими моделями, с ним было непросто работать. В общем, причин позировать с радостью у Гортензии не было. Тем не менее в этом году в Метрополитен-музее с успехом прошла выставка «Мадам Сезанн», где было представлено 29 портретов Гортензии — и они составляют важную часть творческого наследия художника.
Берта Моризо
Художница и жена Эжена Мане
Эдуард Мане и Моризо познакомились в 1868 году в Лувре. Тогда художник искал модель для новой картины, и Берта идеально подходила на эту роль. В последующие шесть лет, пока Берта не стала женой младшего брата Эдуарда, Эжена, он написал много ее портретов. Когда Моризо вышла замуж, художник отправил ей «на прощание» картину «Букет фиалок», а с портретами было покончено. Берта Моризо была не просто моделью братьев Мане, но стала известна как первая женщина-импрессионист.
Джейн Бёрден
Знаменитая натурщица прерафаэлитов
Несмотря на то что Джейн Бёрден не вписывалась в каноны красоты того времени, для прерафаэлитов она была воплощением женского идеала: высокая, худая, с большими глазами и копной вьющихся черных волос. Она родилась в бедной семье, и неизвестно, какое ждало девушку будущее, если бы в 1857 году в театре ее не увидели ДантеГабриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Художники уговорили красавицу позировать. Благодаря картинам Россетти она прославилась и даже вошла в английское высшее общество. Существует мнение, что Джейн Бёрден стала прототипом ЭлизыДулиттл, главной героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
Юнна Мориц ***
ОтветитьУдалитьНе бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в чёрном году
Клён напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду.
Невзирая на нечто ужасное,
Не текут даже в чёрной тени -
Волны, пенье, сиянье напрасное
И напрасные слёзы и дни.
Выпадало нам самое разное,
Но ни разу и в чёрных веках -
Рожь напрасная, вечность напрасная
И напрасное млеко в сосках.
Дело ясное, ясное, ясное -
Здесь и больше нигде, никогда
Не бывает напрасным прекрасное!
Не с того ли так тянет сюда
Сила тайная, магия властная,
Звёздный зов с берегов, облаков -
Не бывает напрасным прекрасное! -
Ныне, присно, во веки веков...