08/12/2015
Паскаль Котт (Pascal Cotte) более 10 лет потратил на то, чтобы проанализировать картину при помощи отражённого света. Теперь он утверждает, что под самым известным произведением Леонардо скрывается ещё один женский портрет. Официальный представитель Лувра отказался прокомментировать это заявление, поскольку работники музея «не являлись частью научной команды». Учёный утверждает, что на первом портрете изображена совсем другая женщина, и нет и следа того пронзительного взгляда и загадочной улыбки, которые интригуют любителей искусства вот уже более 500 лет.
Photo: Courtesy Brinkworth Films / BBC
Однако, не все эксперты по творчеству Леонардо приняли результаты исследования Паскаля Котта, назвав их спорными.
Уилл Гомпертц (Will Gompertz), искусствовед, сказал: “Я настроен скептически. Это совершенно обычное дело, как для художника — преувеличивать изображение, так и для клиента, который просит внести изменения в картину. Так что неудивительно, что Мона Лиза несколько изменилась в процессе создания. Полученные данные должны быть проанализированы и подтверждены академическим сообществом. Это, пожалуй, самая известная картина в мире, которая, как любая знаменитость, провоцирует громкие истории. Но в данном случае, я думаю, нам требуется осторожность”.
Паскаль Котт. Photo: BBC News
В 2004 году Паскаль Котт впервые получил доступ к картине в стенах
Лувра и применил для её анализа технику «усиления слоёв». Суть метода
состоит в том, что на картину направляется серия интенсивных световых
лучей, а затем специальная камера регистрирует отражённое изображение.
По результатам анализа отражённого изображения можно судить о состоянии
слоёв краски на картине, а также восстановить первоначальные
изображения.
Мона Лиза была предметом целого ряда научных исследований на протяжении более чем полувека. Более поздние методы основаны на использовании инфракрасного излучения и мультиспектрального сканирования. Однако, г-н Котт утверждает, что его технология даёт более точные результаты.
В частности, он сказал: “Теперь мы можем проанализировать то, что находится под слоями краски, мы можем очистить картину от каждого нового слоя как лук, и, тем самым, воссоздать всю хронологию её создания”.
Считается, что Леонардо работал над портретом между 1503 и 1517 годами, во время пребывания во Флоренции, а затем во Франции. Несмотря на наличие официальной теории, дебаты вокруг личности Моны Лизы не утихают. На протяжении веков было широко распространено мнение, что на картине изображена Лиза Герардини, жена торговца шёлком из Флоренции. Однако, г-н Котт утверждает, что его открытие бросает вызов этой теории. Он считает, что образ, который он нашёл под слоями картины и является оригинальной Лизой Леонардо, и что её портрет в течение более чем 500 лет скрывало изображение другой женщины.
Котт заявил: “Результаты разрушают многие мифы и изменяют наше видение шедевра Леонардо навсегда. Когда я закончил реконструкцию портрета, то та Лиза Герардини, которую я увидел, полностью отличалась от той Моны Лизы, которую мы привыкли видеть. Это совсем другая женщина”.
Учёный также утверждает, что нашёл ещё два изображения под верхним слоем картины — теневой контур портрета с большой головой и руками, крупным носом, но более тонкими губами, а также образ Мадонны, похожий на ту, которая изображена на другом офорте Леонардо с жемчужным головным убором.
Мартин Кемп (Martin Kemp), почётный профессор истории искусств из Университета Оксфорда, не убеждён результатами Паскаля Котта.
Профессор Кемп сказал: “Они [образы Котта] остроумны, показывают, что Леонардо, возможно, имел несколько идей, но мнение о том, что под поверхностью спрятана другая картина, является несостоятельным. Я не думаю, что эти дискретные образы принадлежат разным портретам. Я вижу это как более или менее непрерывный процесс эволюции. Я абсолютно убеждён, что Мона Лиза — это Лиза Герардини”.
Искусствовед Эндрю Грэхэм-Диксон (Andrew Graham-Dixon) долгое время изучал исторические документы, связанные с этой картиной, и он убежден, что тайна Моны Лизы — одна из главных историй века. Кроме того, он уверен, что администрация Лувра будет противиться любым отклонениям от основной версии, потому что это означало бы прощание с привычной нам Моной Лизой.
Паскаль Котт (Pascal Cotte) более 10 лет потратил на то, чтобы проанализировать картину при помощи отражённого света. Теперь он утверждает, что под самым известным произведением Леонардо скрывается ещё один женский портрет. Официальный представитель Лувра отказался прокомментировать это заявление, поскольку работники музея «не являлись частью научной команды». Учёный утверждает, что на первом портрете изображена совсем другая женщина, и нет и следа того пронзительного взгляда и загадочной улыбки, которые интригуют любителей искусства вот уже более 500 лет.
Photo: Courtesy Brinkworth Films / BBC
Уилл Гомпертц (Will Gompertz), искусствовед, сказал: “Я настроен скептически. Это совершенно обычное дело, как для художника — преувеличивать изображение, так и для клиента, который просит внести изменения в картину. Так что неудивительно, что Мона Лиза несколько изменилась в процессе создания. Полученные данные должны быть проанализированы и подтверждены академическим сообществом. Это, пожалуй, самая известная картина в мире, которая, как любая знаменитость, провоцирует громкие истории. Но в данном случае, я думаю, нам требуется осторожность”.
Паскаль Котт. Photo: BBC News
Мона Лиза была предметом целого ряда научных исследований на протяжении более чем полувека. Более поздние методы основаны на использовании инфракрасного излучения и мультиспектрального сканирования. Однако, г-н Котт утверждает, что его технология даёт более точные результаты.
В частности, он сказал: “Теперь мы можем проанализировать то, что находится под слоями краски, мы можем очистить картину от каждого нового слоя как лук, и, тем самым, воссоздать всю хронологию её создания”.
Считается, что Леонардо работал над портретом между 1503 и 1517 годами, во время пребывания во Флоренции, а затем во Франции. Несмотря на наличие официальной теории, дебаты вокруг личности Моны Лизы не утихают. На протяжении веков было широко распространено мнение, что на картине изображена Лиза Герардини, жена торговца шёлком из Флоренции. Однако, г-н Котт утверждает, что его открытие бросает вызов этой теории. Он считает, что образ, который он нашёл под слоями картины и является оригинальной Лизой Леонардо, и что её портрет в течение более чем 500 лет скрывало изображение другой женщины.
Котт заявил: “Результаты разрушают многие мифы и изменяют наше видение шедевра Леонардо навсегда. Когда я закончил реконструкцию портрета, то та Лиза Герардини, которую я увидел, полностью отличалась от той Моны Лизы, которую мы привыкли видеть. Это совсем другая женщина”.
Учёный также утверждает, что нашёл ещё два изображения под верхним слоем картины — теневой контур портрета с большой головой и руками, крупным носом, но более тонкими губами, а также образ Мадонны, похожий на ту, которая изображена на другом офорте Леонардо с жемчужным головным убором.
Мартин Кемп (Martin Kemp), почётный профессор истории искусств из Университета Оксфорда, не убеждён результатами Паскаля Котта.
Профессор Кемп сказал: “Они [образы Котта] остроумны, показывают, что Леонардо, возможно, имел несколько идей, но мнение о том, что под поверхностью спрятана другая картина, является несостоятельным. Я не думаю, что эти дискретные образы принадлежат разным портретам. Я вижу это как более или менее непрерывный процесс эволюции. Я абсолютно убеждён, что Мона Лиза — это Лиза Герардини”.
Искусствовед Эндрю Грэхэм-Диксон (Andrew Graham-Dixon) долгое время изучал исторические документы, связанные с этой картиной, и он убежден, что тайна Моны Лизы — одна из главных историй века. Кроме того, он уверен, что администрация Лувра будет противиться любым отклонениям от основной версии, потому что это означало бы прощание с привычной нам Моной Лизой.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
ИНТЕРЕС БОЛЬШОЙ
ОтветитьУдалить