25/01/2016
СУССЕКС. Более
полувека назад специалисты Национальной галереи в Лондоне исследовали
чердаки одного из домов в Западном Суссексе, пытаясь среди грязных
семейных портретов, сумеречных пейзажей и религиозных работ, выбрать те
картины, которые правительство примет вместо наличных денег для
погашения огромного налога на наследство.
Некоторые из отобранных работ оказались в Национальной галерее,
другие стали частью государственной собственности, и сегодня их все
можно увидеть на выставке в Petworth House. Среди представленных работ
есть и настоящие шедевры, как, например, «Святое Семейство» (The Holy
Family) Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Многие сокровища до сих
пор принадлежат Petworth House и также будут показаны на выставке.
Например, самые ранние известные рисунки поверхности Луны, сделанные с
помощью телескопа. Первый из них был выполнен 26 июля 1609, в ночь,
когда математик и астроном Томас Харриот (Thomas Harriot) впервые
посмотрел на спутник Земли в свой новый телескоп, более чем за четыре
месяца до того, как итальянский астроном Галилео Галилей сделал свои,
более известные сегодня, наблюдения.
Петуорт-хаус
Задолженность по налогам у семьи возникла в середине 1950-х годов,
когда смерть трех наследников оставила семью Эгремонт с долгом почти в
миллион фунтов. Появилась реальная опасность того, что знаменитая
коллекция Питворт, в том числе десятки работ таких художников, как Ван
Дейк и Уильям Тёрнер, будет распродана с аукциона. Однако, по мнению
Андре Люкиса (Andrew Loukes), и сделка с Национальной галереей стала не
слишком удачной для семьи — эксперты отвергли многие ценные экспонаты, а
того, что было отобрано, хватило на покрытие лишь половины долга.
Petworth House и парк были переданы Национальному фонду в середине ХХ-го
века. Он был открыт для публики в 1953 году, а члены семьи и более чем
сто предметов искусства переехали в крыло дома.
Несомненной звездой выставки стала картина Андреа дель Сартро. «Любая
национальная галерея в мире с гордостью выставляла бы эту картину у
себя», — считает Люкис. Когда полотно обнаружили в 1950-х годах, поверх
оригинальной картины была нанесена другая и эксперты сочли её студийной
работой XVI века в лучшем случае. И лишь в 1980 годах была проведена
реставрация картины и обнаружен оригинальный шедевр.
Часть экспонатов была приобретена в XVII веке, десятым графом
Нортумберленд, и уже в то время эта коллекция предметов искусства могла
конкурировать с королевской. Свой вклад в пополнение коллекции внес чуть
позже и третий граф Эгремонт, который был великим покровителем Тёрнера.
Граф предоставил Тёрнеру и другим художникам место для творчества, но
когда он умер в 1837 году, якобы оставив 41 незаконнорожденного ребёнка и
ни одного законного наследника, племянник графа быстро выгнал всех
художников и уничтожил большую часть их работ.
Хрупкие рисунки поверхности Луны, выполненные тушью на выцветшей
бумаге, в настоящее время хранятся в офисе в Чичестере, где обширные
архивы Эгремонтов превосходят объёмом все другие документы графства.
Покровителем Томаса Харриота был Генри Перси (Henry Percy), известный
своим интересом к науке и алхимии. 17 лет Перси провёл в заключении в
Тауэре, вероятно, за причастность к пороховому заговору. Харриот не
опубликовал свои рисунки, оставив их для Перси. Когда он, наконец, был
выпущен, то провел остаток своей жизни в Питворте. Многие эксперты знали
и почитали новаторскую работу Харриота, а в 1960-х годах группа
российских учёных приезжала в Питворт изучить кратеры и горы,
нарисованные более чем 400 лет назад. В то время Советский Союз активно
работал над полётом к Луне.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий