10 шедевров, подлинность которых стоит под вопросом


*Цветы* Паоло Порпора и другие спорные шедевры.

В истории искусства неоднократно встречались подделки, обнаружить которые, как правило, не составляло труда. Но иногда даже эксперты не могут прийти к единому мнению по поводу того, действительно ли то или другие произведение принадлежат руке мастера, и как именно определять подлинность произведений искусства. В нашем обзоре 10-ка шедевров подлинность которых и сегодня вызывает сомнение.


1. Франкенштейн или современный Прометей

Мэри Шелли.

Мэри Шелли
Почти через два столетия после опубликования, роман Мэри Шелли "Франкенштейн или современный Прометей" продолжает очаровывать читателей. Мало того, что этот роман стал знаковым в жанрах научной фантастики и ужасов, он также сделал Мэри одной из немногих выдающихся женщин-романистов. Но была ли Мэри Шелли настоящим автором Франкенштейна? Как ни невероятно это звучит, но подобный вопрос задал Джон Лауритсен в своей книге "Человек, который написал Франкенштейна". 

Лауритсен утверждает, что известный роман на самом деле написал не кто иной, как муж Мэри Шелли, поэт-романтик Перси Шелли. Хотя автор приводит лишь поверхностные и неубедительные доказательства, он утверждает, что Шелли, будучи на момент написания романа по сути подростком с низким уровнем образования, не могла бы написать столь изысканное в литературном плане произведение. Также он считает, что роман проникнут темой мужского гомосексуализма, которая предположительно могла больше заинтересовать Перси Шелли, чем его жену.


2. Бюст Нефертити

Невероятно хорошо сохранившийся образец египетского искусства.

Людвиг Борхардт
"Внезапно у нас в руках оказался невероятно хорошо сохранившийся образец египетского искусства. Это невозможно описать словами. Это нужно увидеть". Так написал археолог Людвиг Борхардт в своем дневнике вскоре после того, как его команда обнаружила знаменитый бюст Нефертити. Бюст, изображающий жену Эхнатона, действительно стал откровением. Благодаря его поразительно ярким цветам и анатомической точности, этой работе удалось передать всю ауру величия и красоту Нефертити. 

Однако, швейцарский историк искусства Генри Стирлин выдвинул теорию, что это все грандиозный обман. В 1912 году Борхардт нанял художника, чтобы тот окрасил найденный им бюст 11-го века пигментами из археологических архивов (благодаря этому он смог пройти экспертизу на подлинность). Однако, когда бюст вскоре увидел прусский принц Иоганн Георг Саксонский, то принял его за настоящий артефакт. Принц Георг был так очарован работой, что Борхардту так и не хватило смелости сказать ему правду. В итоге, бюст Нефертити так и считается до сих пор 3000-летним артефактом, хотя на самом деле является 100-летней подделкой.


3. Цветы

Цветы. Паоло Порпора.

Паоло Порпора
В августе 2015 года на выставке в Тайване споткнувшийся мальчик случайно проделал дыру размером с кулак в картине "Цветы" стоимостью $ 1,5 млн, написанной художником 17-го века Паоло Порпора. Тем не менее, итальянский аукционный дом заявил, что эта же картина была включена в их каталог, а в Тайване на самом деле была размещена копия стоимостью максимум в $ 30 000, которая была написана художником Марио Нуцци. Но организаторы выставки в Тайбее продолжают настаивать, что у них находится подлинник "Цветов", которому и был нанесен ущерб.


4. Прекрасная принцесса

La Bella Principessa.

Леонардо да Винчи
Портрет, известный как La Bella Principessa (Прекрасная принцесса) был продан на аукционе в 1998 году. Несмотря на то, что он изначально считался работой немецкого художника 19 века, некоторые эксперты считали, что картина намного старше. Новый владелец согласился отдать картину на расширенную экспертизу, результат которой шокировал мир искусства. Автором La Bella Principessa был никто иной, как Леонардо да Винчи. 

Тем не менее, ряд скептиков продолжает утверждать, что картина явно вышла не из-под кисти великого мастера, отмечая несколько подозрительных деталей. Например, картина была написана на пергаменте, который Леонардо никогда не использовал. Кроме того, в ноябре 2015 года осужденный художник-фальсификатор Шон Гринхолш заявил, что именно он написал эту картину в 1978 году, использовав для этого искусственно состаренные краски.


5. Ариэль

Сильвия Плат.

Сильвия Плат
В 1963 году Сильвия Плат был 31-летней поэтессой с довольно скромной репутацией. Разведясь с мужем, она переехала в Лондон, где неожиданно скончалась, отравившись угарным газом. После смерти был издан сборник "Ариэль", в который вошли ранее неопубликованные стихотворения Плат. Сегодня "Ариэль" считается одним из самых знаменитых поэтических сборников 20-го века. Тем не менее, многие поклонники Плат настаивают, что "Ариэль" — вовсе не оригинальная работа поэтессы. Они утверждают, что после смерти Плат ее бывший муж Хьюз переписал перед публикацией ряд произведений поэтессы, черновики которых сохранились у него дома.


6. Тери Хортон

Гаражное хранение.

Джексон Поллок
73-летняя Тери Хортон (бывший шофер-дальнобойщик) приобрела абстрактную картину за пять долларов в местном комиссионном магазине. Изначально она хотела подарить картину своему другу, но когда оказалось, что полотно слишком большое для его трейлера, то решила повесить его в своем гараже. Именно там картину увидел знакомый Хортон, преподаватель искусствоведения, который отметил поразительное сходство картины с работами Джексона Поллока. Картина была отдана на экспертизу, где была установлена ее подлинность. Сейчас работа оценивается в $ 50 млн.


7. Убить пересмешника

Харпер Ли и Капоте.

Харпер Ли и Капоте
Литературная легенда Трумэн Капоте и Харпер Ли подружились еще в детстве в Монровилле, штат Алабама. Повзрослев, они отдалились друг от друга, учитывая их радикальное расхождение в темпераменте. Капоте был ярким человеком, любящим толпу, вечеринки и ритм большого города, в то время как Ли была застенчивым домоседом-затворником. Но некоторые критики утверждали, что Ли и Капоте продолжили свое сотрудничество и знаменитый роман "Убить пересмешника" был на самом деле написан Капоте, а не Харпер Ли. Слух был, по-видимому, запущен редактором газеты Пирл Белл, которая утверждала, что Капоте однажды признался ей в этом секрете.


8. Мадонна с гвоздиками

Копия знаменитого утраченного полотна.

Рафаэль
Целыми поколениями ученики художников оттачивали свое мастерство, подражая произведениям мастеров. В эпоху, когда фотографий не было, эти копии высоко ценились и были довольно широко распространены. В течение многих десятилетий считалось, что картина, находящаяся в коллекции герцога Нортумберленда, является копией со знаменитого утраченного полотна Рафаэля "Мадонна с гвоздиками". Однако, в 1991 году куратор галереи Николас Пенни отдал картину на детальное исследование, по результатам которого заявил, что это оригинал. Подобные выводы и сегодня оспариваются рядом критиков.


9. Бруно Б или Красный Автопортрет

Энди Уорхол.

Энди Уорхол
Картина, известная как "Бруно Б" - портрет работы Энди Уорхола, который входит в серию из десяти одинаковых шелкографий под общим названием "Красный автопортрет". Сам Уорхол подписал и посвятил картину своему другу, арт-дилеру Бруно Бишофбергеру (отсюда и название "Бруно Б"). Несмотря на подобные впечатляющие свидетельства подлинности, "Бруно Б" не была признана оригинальной работой Энди Уорхола, причем вердикт вынесла Комиссия по аутентификации работ Энди Уорхола.


10. Польский всадник

Рембрандт или талантливый ученик? 

Рембрандт
В 1639 году голландский художник Рембрандт приобрел огромный дом в престижном районе Амстердама. Хотя он был к тому времени уже знаменит на весь мир, дом оказался больше, чем он мог себе позволить. В 1656 году Рембрандт обанкротился и перебрался на окраину города, где взялся за обучение студентов. Это привело к тому, что современные ученые зачастую затрудняются определить, какая из работ принадлежит Рембрандту, а какая - его талантливым ученикам. 

Для того, чтобы исправить эту ситуацию, в 1968 году был открыт "Проект исследований творчества Рембрандта". Как сообщил Wall Street Journal, количество "подлинных" картин Рембрандта сократилось с более чем 700 в 1920-х годах до 300 в 1980-х. Что же касается "Польского всадника", он был признан оригиналом, но ряд ученых оспаривают это мнение до сих пор, утверждая, что картина была только подписана самим Рембрандтом. 

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий