Эта
картина была первым шедевром Эдварда Мунка, выставленная в 1886 году,
но сначала признания она не получила. Критики и зрители обвиняли Мунка
за недобросовестное отношение к работе, а также в незаконченности и
грубости композиции. В своих очерках писатели печатали множество
негативных и даже рассерженных отзывов зрителей выставки. Только спустя
половину века картина была принята людьми и стала частью художественного
мира.
Мунка очень тяготила, но в то же время и вдохновляла тема
смерти. Личная боль после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из
жизни от туберкулеза, послужила для него толчком в создании полотна
«Больная девочка».
Изображение заставляет проникнуться смотрящего
трогательными и сентиментальными чувствами. Персонажи картины — это
женщина преклонных лет и девочка, которая выглядит больной. Женщина,
возможно, вознося отчаянные молитвы к небесам, держит хрупкое дитя за
руку. Ярко-рыжие волосы, полулежащей на подушке девочки, подчеркивают
нездоровый цвет ее кожи. От нее исходит легкое свечение, олицетворяющее
ее скорый отход в мир иной.
Хотя на полотне есть яркие краски,
оживляющие его вид, в целом работа Мунка производит довольно тяжелые
впечатления. Множество темных цветов наводит на трагические мысли о
неминуемой и приближающейся смерти.
Несмотря на всю мрачность
комнаты и обстановки в целом глаза больной девочки не выражают боли или
страха. Ее взгляд полон смирения и спокойствия, быть может, она не
понимает, что с ней должно произойти. Это заставляет смотрящего
сопереживать страданиям несчастной больной.
Внешность больной на
этой картине Мунк писал с настоящей девочки, увиденной им случайно. Ей
было всего 11 лет, но его до глубины души поразило чувство доброты и
сострадания к болеющему брату, на которые было способно столь юное
существо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий