Матисс
— известный французский художник, лидер движения фовистов, которое
просуществовало всего двадцать лет, но оставило своеобразный след в
истории, Фовизм родственен импрессионизму и доводит его до крайней
точки, в которой перестает играть роль форма и начинает играть её эмоция
и цвет.
Фовизм предельно упрощает, не зацикливаясь ни на каких
рамках. Легкая кисть, тонкие мазки, игра со светом и тенью, яркие,
подчас кричащие, цвета — все это нужно исключительно для выражения
эмоции. На картине Матисса у женщины мог быть зеленый нос, если это
придавало ей выразительности, а на вопросы, почему он считает это
допустимым, если в жизни у женщин точно не зеленые носы, он отвечал: «Я
рисую не женщину, я рисую картины».
«Красные рыбки» — не самая
далекая от реализма его картина. На первый взгляд она кажется даже
вполне понятной и нормальной. Аквариум, рыбы, цветы и зеленые листья,
ничего, что могло бы показаться необычным. Но стоит присмотреться, и
окажется, что у картины заметно нарушена перспектива. Аквариум зритель
видит сбоку, как и ножку стола, а вот столешницу — сверху, иначе она не
казалась бы такой круглой.
Рыбки в аквариуме плавают по кругу —
они красные, лупоглазые, с открытыми ртами — и круг этот поддерживает и
форма стола, и завивающаяся оранжерейная оградка, и растения, тоже
образующие своеобразную окружность. Цвета картины довольно мягкие, по
сравнению с привычным для фовизма буйством — почти приглушенные, и сама
картина передает настроение, а не рассказывает некий сюжет.
Наделенный
воображением зритель может увидеть в ней символическую бесконечность —
что есть круг, если не она? — почувствовать лирическое настроение
художника, задумавшегося о том, как ничто не имеет ни начала, ни конца, и
поместившего в аквариум рыбок, чтобы передать этот краткий миг
прозрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий