Георгий Нисский. «Дмитровский шлюз». Эстимейт $120–150 тыс.
Предоставлено Совкомом
Большой аукцион советского искусства включает полторы сотни отборных произведений живописи и графики. Большая часть из них — классика разных десятилетий от Дмитрия Налбандянаи Сергея Герасимова (его выставка как раз откроется в начале апреля в Третьяковке) до Сойфертиса,Осмеркина и Бритова.
По словам руководителя аукционного дома Юрия Тюхтина, сначала в каталоге планировали объединить русское искусство с советским, но, проанализировав рынок, решили сконцентрироваться на периоде, который сейчас наиболее востребован у собирателей. «Ситуация на рынке в настоящий момент сложная и вряд ли быстро изменится. Но именно советское искусство сейчас оказалось в абсолютном фаворе. В отличие от него, русская классика продается плохо, а на работы среднего ценового уровня рынка нет вообще. Я думаю, на популярность советского искусства повлияла большая выставка в Манеже («Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.». — TANR) и другие крупные экспозиции. Возникла здоровая ностальгия. За последнее время на рынке появилось примерно 10–15 новых коллекционеров, возник ажиотажный спрос на это искусство. Только с сентября по декабрь прошлого года мы продали около 200 работ советских художников. При этом популярностью пользуются не идеологические сюжеты соцреализма, а качественная живопись 1950–1960-х годов. Многие наши новые клиенты покупают советское искусство для украшения интерьера. На мой взгляд, это очень позитивно», — рассказал Тюхтин.
Самый дорогой лот аукциона — «Пейзаж с лошадьми» Петра Кончаловского (эстимейт $400–700 тыс.). Построение композиции, цветовая гамма, размашистые мазки, обнаженные купальщицы у озера выдают его интерес к Сезанну (главный русский сезаннист даже перевел с французского и издал книгу о художнике). В 1924 году картина выставлялась на Венецианской биеннале в советском павильоне, где Кончаловскому была выделена целая стена (СССР участвовал тогда в биеннале впервые и показывал лучшее, что нашлось в его современном искусстве). Сразу после биеннале почти все работы были проданы и остались в Италии: «Семейный портрет» — в Национальной галерее Ка’Пезаро, другие работы, в том числе «Пейзаж с лошадьми», — в частных собраниях. Там он и хранился до прошлого года, когда был куплен Юрием Тюхтиным на торгах Sotheby’s.
Еще одна работа Кончаловского написана десятилетие спустя и имеет уже совсем другой сюжет и характер — «Мурманск. Туломстрой. Водосбор» ($250–350 тыс.). Летом 1936 года художник вместе с семьей отправился в Мурманск, где в рекордные сроки завершалось строительство Нижне-Туломской ГЭС. Результатом командировки стали три пейзажа, один из которых выставлен на торги.
Светлое советское настоящее, написанное с почти импрессионистической легкостью, проглядывает и в «Дмитровском шлюзе» Георгия Нисского ($120–150 тыс.). Относительно небольшая работа в графическом стиле, вероятно, предназначалась для обложки журнала или открытки. Но качество исполнения делает ее абсолютно самостоятельным шедевром музейного уровня.
Несколькими лотами в каталоге представлен Георгий Савицкий, сын художника-передвижника, известный баталист, автор панорамы «Штурм Перекопа» и иллюстраций к «Герою нашего времени» Лермонтова и «Маленьким трагедиям»Пушкина. Помимо хрестоматийного, участвовавшего во многих выставках «Портрета жены» ($25–40 тыс.), на торги попала редкая академическая работа художника «Бой быков» ($7–12 тыс.). В 1915 году Савицкий окончил Академию художеств и был премирован заграничной поездкой, под впечатлением от которой и была написана картина. Более поздний вариант сюжета хранится в собрании Владимиро-Суздальского художественного музея.
В каталоге представлены практически все основные имена и направления советского периода. Есть здесь колоритные рисунки тушью члена ОСТа Мечислава Доброковского и фирменная для Александра Лабаса сцена в аэропорту, характерный пейзаж 1959 года Якова Ромаса (любопытный факт: художник был приемным сыном революционерки Инессы Арманд) и необычный для советской живописи пикник на пленэре Павла Соколова-Скаля, эскиз Сергея Герасимова к полотну «Восстание Е.И.Пугачева» и редкая для рынка живописьКонстантина Максимова, преподававшего в 1950-х годах в Пекине и невероятно популярного у китайских собирателей. В коллекции торгов обнаруживаются все популярные в советское время жанры: сочные натюрморты, графика на тему спорта, нарочито оптимистичные жанровые сцены, разнообразные виды Москвы и Ленинграда, в том числе очередь на выставку ОгюстаРодена в Эрмитаже в 1967 году, запечатленная Георгием Лозовым, и строительство Театра Советской армии на рисункеПетра Львова 1930-х годов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий