Перед
нами фрагмент некогда целой картины, изображавшей Жорж Санд и Фредерика
Шопена. С французской писательницей Делакруа познакомился в конце 1833
года, и результатом этой встречи стала продолжительная дружба не без
оттенка взаимной симпатии.
Художнику нравилась независимость
женщины, сопротивление с ее стороны любой попытке навязать чужую волю.
Однажды, увидев вдвоем Санд и Шопена, художник решил обратиться к жанру
портрета и воссоздать на полотне эту встречу.
Однако в таком виде
картине не суждено было долго просуществовать. Алчные владельцы ради
получения прибыли решились на неслыханное варварство, разрезав картину
пополам. Таким образом, одна часть – с изображением Шопена – находится в
Лувре, а другая – на которой запечатлена Жорж Санд – ныне хранится в
Дании. И только благодаря реконструкции, мы можем понять, как же
выглядел шедевр изначально.
Обратим внимание на портрет
французской писательницы. Для Делакруа никогда не стояли на первом месте
нормы академического искусства; это проявилось и в изображении Жорж
Санд – подчеркнуто экспрессивном. Существует пейзаж-настроение, но,
видимо, искусствоведы где-то просчитались, не указав жанр, к которому
принадлежит эта картина, – портрет-настроение.
При этом полотно не
отличается изобилием ярких красок; напротив, используемые Делакруа тона
очень мягкие, притихшие, если можно так выразиться. Само же настроение
создается в плоскостях, недоступных зрителю, где-то исподволь.
Возможно,
это эмоциональное напряжение проявляется в особом повороте головы
героини. А возможно, настроение выдает приподнятая помимо воли рука
писательницы. И в подобной погруженности героини в себя нет ничего
удивительного, ведь в момент ее изображения до женщины доносилась едва
ли не самое великое, что когда-либо существовало на земле – музыка
Шопена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий