Айвазовский – самый известный из русских художников-маринистов, его знают по знаменитейшей его картине «Девятый вал». Из жанров предпочитал пейзажи – преимущественно морские или имеющие хоть какое-то отношение к морю – либо исторические сцены.
«Бой в Хиосском проливе» — из последних. На нем изображено одно из сражений русско-турецкой войны, произошедшее в 1770 году в Хиосском проливе Средиземного моря. В том бою у турок был сильный перевес – 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, около полусотни малых судов. У русских же было всего 9 линейных кораблей.
В том бою был применен довольно рискованный прием. Зная, что у неприятеля большой численный перевес, командование решило сходиться с ним, идя ровной линией, перпендикулярной расположению вражеских кораблей. Во время исполнения маневра русские корабли были лишены возможности стрелять, зато приобретали большую скорость и обеспечивали себе быстрое сближение. Кроме того, неприятелю приходилось стрелять по касательной, что не способствовало точности стрельбы.
Первым кораблем в линии шла «Европа». В середине маневра она потеряла управление из-за нанесенных повреждений и была вынуждена перестроиться, став из первого корабля третьим. Первым же стал «Святой Евстафий», который сосредоточил огонь на «Бурдж-у-Зафере» — флагмане турок, оснащенном 80 пушками. В результате атаки на флагмане вспыхнул пожар, матросы бросились в воду, надеясь спастись, а «Святой Евстафий», потерявший управление, столкнулся боками с их кораблем.
Именно этот момент изображен на картине Айвазовского. Два корабля сталкиваются, с них валит горячий дым, правый – «Святой Евстафий» — сильно кренится, оставшись без возможности маневрировать. А за ними, столкнувшимися, ровной линией идут остальные русские корабли.
В том бою поражение потерпели турки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий