Ван Гога всегда занимала тема жизни. Её эфемерности, её хрупкости и одновременно силы. Несчастный человек, трудолюбивый, упорный и отказывающийся перестать надеяться даже в самых безнадежных ситуациях, он многажды писал и отчаяние, и мечту, и неукротимую волю к жизни, воплощая это подчас даже в самых неочевидных вещах вроде подсолнухов.
«На пороге вечности» — одна из редких его картин, изображающих человека. Первые наброски к ней сделаны в Эттене, где Ван Гог делал зарисовки местных жителей, и где он и встретил старого, тяжело больного крестьянина, который и оказался со временем на его холсте.
На картине изображен Старик, сидящий на стуле возле камина. Вся его поза выражает отчаяние – спина сгорблена, руки, сжатые в кулаки, закрывают лицо, локти упираются в колени. Он явно сломлен каким-то огромным горем, и вокруг его фигуры и строится вся композиция картины, на которой, кроме него, по большей части ничего и нет.
Есть камин, горящий за решеткой – языки пламени изображены схематично, легкими движениями кисти, без намека на реализм. Деревянный пол некрашен, стены же побелены. Стул под крестьянином кажется зыбким, покачивающимся, готовым сбросить его в любое мгновение.
Изображая отчаяние, Ван Гог также детален, как в изображении счастья. Башмаки крестьянина расползлись, они уже очень старые и видно, что в них много ходили по грязи и под дождем. Костюм, несмотря на схематичность изображения, выглядит поношенным. Волосы отступают, обнажая лысину, борода аккуратно острижена, и видно, что этот человек прожил долгую жизнь, за которую если и видел счастье, то редко и по праздникам. Тяжелый труд, нищета, а теперь ещё и болезнь.
И несмотря на это картина выглядит до странного светлой. Словно даже видя страх и боль, художник не хочет расставаться с мыслью, что жизнь все равно может быть прекрасна и что надежда – мучительная и одновременно сладкая – есть всегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий