Загадочные погребальные реликвии и сложные ритуалы прошлого показывают, насколько прозаическими стали люди по отношению к мертвым в наши дни. Поминальные церемонии 21 века, кажутся, почти пустыми, потому что направлены против обрядности прошлого, когда люди изо всех сил старались успокоить капризные сверхъестественные силы, которые отвечали за посмертную судьбу человека.
Древнеегипетские кольца на пальцы ног
Древние египтяне были прекрасными астрономами, натуралистами, а также первыми поклонниками ношения колец для пальцев ног. За последние несколько лет археологи нашли несколько тел с металлическими кольцами на пальцах ног. Одна отлично сделанная 2,200-летний мумия из Карнака, священник по имени Хорнеджитеф, носил золотое кольцо вокруг левого большого пальца ноги, в соответствии с компьютерной томографией. Но зачем?
В другом месте Египта, на кладбище к югу от древнего Акхетатена (сейчас он называется Амарна), были найдены два 3300-летних не мумифицированных тела с кольцами на пальцах ног, хотя эти предположительные простолюдины могли, по-видимому, позволить себе только медный сплав. Знаки на кольцах этих мужчин позволяют предположить, что они носили кольца, в то время как еще были живы, и дальнейшее сканирование, возможно, покажет, для чего – для мистической физиотерапии.
Так же, как псевдонаучные медные браслеты, распродаваемые благодаря современным рекламным роликам, эти мужчины, вероятно, носили кольца из необходимости, а не для моды. Один из мужчин был ходячей травмой, у него обнаружено несколько ранее переломанных ребер, переломы обоих предплечий и правой ноги и неправильно зажившая правая бедренная кость, на той же стороне, что и кольцо. Не обязательно, что это и послужило причиной для украшения пальца, и никто никогда не сможет узнать правду, но это предположение вполне вероятно.
Могила Колумба
Севилья Катедраль-де-Санта-Мария-де-ла-Седе - это необычная гробница Христофора Колумба. Остатки мореплавателя поддерживаются четырьмя торжественно одетыми фигурами, представляющими четыре бывших королевства Испании - Кастилью, Арагон, Навару и Леон.
Но это еще не все. Гигантский крестообразный «Маяк Колумба» в Доминиканской Республике также претендует на то, что хранит останки известного усопшего путешественника. Построенный в 1992 году в Санто-Доминго-Эсте, он отмечает 500-летний юбилей знаменательного августа в 1492 году, «когда Колумб отправился в океанскую синь».
Почему Санто-Доминго? Частично из-за неблагоприятного стечения обстоятельств. После длительных грабежей и насилия над местным населением, которое дало бы фору даже викингам, Колумб скончался в 1506 году и был похоронен в Вальядолиде. Решив, что этот город был слишком «не к лицу» герою, сын Колумба Диего эксгумировал труп отца и отправил его в солнечную Севилью. Почти сорок лет спустя кости были доставлены в Санто-Доминго, чтобы быть захороненными во вновь созданной величественной Катедраль-де-Санта-Мария-ла-Менор.
Колумб покоился здесь в течение нескольких сотен лет, пока французы не выгнали испанцев, и кости отправились на Кубу. Кубинцы дали испанцам пинка в 1898 году, а кости Колумба еще раз пересекли море обратно в Андалусию. Удивительно, но рабочий у Катедраль-де-Санта-Мария-ла-Менор ранее наткнулся на некий ящик и сказал, что он содержит кости «Дона Колона», (имя применяемое как к Колумбу, так и к его сыну Диего).
Так кто на самом деле похоронен в Севилье? По-видимому, по крайней мере, часть Колумба, в соответствии с генетическим анализом. Тем не менее, некоторые части его тела могут также находиться в Санто-Доминго, хотя доминиканцы менее чем готовы вырыть гроб для нужд науки.
Река жидкой ртути в Теотиукане
В греческой мифологии река Стикс отделяет землю от адской преисподней, Аида, а недавно археологи нашли мезоамериканскую версию этой реки – реку ртути под пирамидой Пернатого Змея в Теотиуакане, знаменитом городе ацтеков, построенном тысячами годами ранее неизвестным народом.
На науатле, языке ацтеков, Теотиуакан означает что-то вроде «святой обители богов». Он охватывает площадь в двадцать один квадратный километр и представляет собой отдельные структуры, в том числе жилые районы и впечатляющие храмы в виде пирамид, сравнимых с теми, что построены египтянами. В период своего расцвета между 100 г. до н.э. и 700 г. н.э., его население составляло по оценками от 25000 до более масштабных 200000 людей.
Пирамиды Теотиуакана до сих пор крепко таят свои секреты, но археологи надеются, что они нащупали путь к гробнице и, возможно, останкам какой-то важной фигуры. Ранее гробница явила свету мешок ритуальных реликвий, в том числе огромных размеров ракушки, останки ягуара, и как ни странно, коллекцию маленьких резиновых и металлических шариков, названных «дискотечными шарами».
Ртутная река течет в туннеле под пирамидой, возможно, в качестве запредельной печати, скрывающей погребальную камеру. Что бы ни таилось на другой стороне, может быть, оно, наконец, научит людей чему-то более существенному о предваряющих ацтеков Теотиуаканских строителях, о культуре, которая не оставила никаких записей о себе или своих обычаях.
Археологи не могут даже определить, каким образом и кем управлялся город. При отсутствии дворцов или царственных фресок неясно, была ли эта цивилизация под единоличным управлением государя, управлялась небольшой группой региональных лидеров или децентрализованной группой, состоящей из священников или высокопоставленных военных.
Японские ханива и могильные курганы
Египтяне хоронили своих мертвых с разнообразными предметами, такими как стулья и сосуды для питья, потому что в загробной жизни не существует IKEA. Несколько тысяч лет спустя похожая традиция возникла в Японии. Между 250 и 552 гг. н.э., во время, известное как период Тумулуса, японцы делали большие земляные насыпи, или курганы, поверх захоронений.
Самый большой курган (тумулус), Дайсенрио Кофун, находится в городе Сакаи и вероятно принадлежит 16-й императору Японии, Нинтоку. Гробница имеет впечатляющие размеры 486 метров в длину и 35 метров в высоту. Место, похожее на огромную зеленую замочную скважину, выглядит нереальным на фоне густонаселенных окрестностей. И, как и все кофуны, оно защищено внушительным рвом.
Священники, хоронящие тело, снабдили его также многочисленными неглазурованными терракотовыми скульптурами, называемыми ханива. Самые старые, грубейшие ханива были не слишком выразительными и просто разграничивали захоронение. На протяжении сотен лет ханива развивалась, принимая формы «обслуживающего персонала», военного снаряжения, домов и всего того, что могло понадобиться умершему в потустороннем мире. Ханива, некоторые такие же высокие, как их земные аналоги, стояли вертикально, как надгробие, чтобы отметить место кургана.
Терновый венец
После распятия Христа прославленный Терновый венец отправился во владения короля Людовика IX Французского. Луи использовал Венец как символ королевской французской родословной и возвел в Париже часовню Сент-Шапель в готическом стиле, чтобы показывать его вместе со своими многочисленными христианскими реликвиями.
В глазах общественности священное собрание Луи сделало его святейшим человеком в Европе и главой западного христианства. Что же Луи сделал после того, как доверил сам себе одну из самых бесценных реликвий христианства? Он сделал то, что сделал бы любой король, а именно следующее: отрезал с Венца шипы и включил их в коллекцию ювелирных изделий французской королевской семьи.
Одна из этих украшенных частей известна как Реликварий Святого Венца, это богато украшенный позолоченный сосуд, представляющий сцены Последнего Суда. Золотая поверхность его инкрустирована жемчугом, рубинами и сапфирами. Луи верил, и, возможно, опасался, что Христос должен вернуть шипы во время второго пришествия, и невозможно себе представить, как он был бы рад видеть свое земное головное украшение, настолько царственно и роскошно преобразившимся. Тема Реликвария (Последний Суд) была выбрана, по крайней мере, частично, чтобы успокоить повторно перевоплотившегося Сына Божьего.
Предположительный саркофаг Святого Павла в Риме
Святой Павел, апостол ранее известный как Савл из Тарса, превозносил достоинства христианства более беспощадно, чем кто-либо, за исключением самого Христа. После своего мученичества Павел и Святой Петр были похоронены вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме.
Затем, чтобы вознаградить его неослабевающий труд по руководству первого поколения христиан, его останки были переданы в одну из четырех оригинальных папских базилик Рима, одноименную церковь Святого Павла. Согласно легенде, святой Павел почиет в саркофаге под главным алтарем базилики.
Затем последовал несколько неожиданный шаг, церковь решила испытать останки на святость. Под алтарем исследователи действительно нашли саркофаг и просверлили небольшое отверстие в его якобы 2000-летней оболочке. Внутри они нашли позолоченную фиолетовую ткань, древние благовония и фрагменты костей. Радиоуглеродное датирование подтвердило, что остатки были из первого или второго века, поддерживая заявленную датировку. Папа Бенедикт XVI объявил о подтверждении этого факта в своей речи, произнесенной в той же базилике в 2009 году в качестве прелюдии к празднику Святого Петра и Святого Павла.
Сибирские маски смерти
Древние сибирские культуры хоронили мертвых, соблюдая различные жуткие (для современного человека) погребальные обряды. Одна из обычных практик состояла в том, чтобы сжечь, а затем воссоздать умершего в виде некоего чучела. Раскопки в Сибири, в Кемеровской области, обнаружили внушительную, сорок квадратных метров, крипту, заполненную тридцатью телами взрослых людей, украшенных реалистичными посмертными масками, высеченными из гипса, мягкого песчаного минерала, используемого в качестве штукатурки.
Это наименее жуткая часть процедуры. Тела внутри гробницы Шестаково-3 прошли полную ритуальную процедуру. Во-первых, они были кремированы. Затем большие кости, которые упорно оставались нетронутыми огнем, засовывались в кожу или тканевые, так называемые, манекены. И, наконец, на манекены накладывались маски, похожие на покойного. Возможно, затем проводились церемониальные пиры, перед тем как склеп, покрытый бревнами, поджигался. Кости более молодых людей также были найдены, хотя детям не надевали масок и они были похоронены вне стен крипты.
В подобном же захоронении археологи Зеленого Яра, расположенного вблизи Северного полярного круга, обнаружили тридцать четыре трупа в медных масках. Это было жуткое месиво, их черепа были разбиты, возможно, чтобы предотвратить их вечно живые души от смешения с живыми людьми. Правильно захороненные, эти тела сохранились лучше, чем те, что были найдены в Кемерово, из-за вечной мерзлоты и антиоксидантных свойств медных масок.
Буддийский «человеческий жемчуг»
В большинстве религий показ останков святых – освященная временем традиция. Буддисты в этом смысле ничем не отличаются от других и кропотливо собирают после кремации останки выдающихся подвижников или бхиккху.
После ритуала сожжения тела последователи просеивают пепел и обугленные ткани в поисках кристаллических остатков. Шарира, или (более волнующе) «человеческие жемчужины», крайне священные реликвии, выставляемые в богатых, хорошо защищенных сосудах на обозрение преданных. Благодаря своей набожности, буддийские монахи накапливают заслуги, положительную карму, и эти останки, как полагают, - дистиллированное, физическое проявление преданности монаха.
Некоторые из этих останков действительно напоминают жемчуг, хотя форма, консистенция и цвет зависят от телесного источника. Сожженная печень, например, превращается в желтоватые, похожие на семена горчицы кристаллы.
Наиболее ценны останки (некоторые не определяют их как шарира) происходящие от самого Сиддхартхи Гаутамы. В сингапурском Китайском квартале был возведен большой храм для хранения предполагаемого зуба Шакьямуни - храм и музей реликвии зуба Будды. Но Будда имел много зубов, и поэтому в Шри-Ланкийском городе Канди также есть живописный храм, построенный для зуба Будды, он так и называется - Храм Зуба.
Египетская лодка смерти
Для того чтобы получить доступ к месту, известному как «жизнь после смерти», мертвый египтянин должен был решить пару задач. Во-первых, его сердце взвешивали и сравнивали с весом пераМаат (универсальной истиной). Группа божественных судей под эгидой Анубисаи Осириса затем решала посмертную судьбу умершего. Если этого не достаточно для напряжения ситуации, покойник также должен был метафизически пересечь реку Нил по пути к своей вечной жизни.
Для того чтобы помочь ему или ей в путешествии, родственники и священники хоронили множество вещей вместе с умершим, включая предметы первой необходимости, такие как пивные кувшины. Тем не менее, мертвые навсегда застревали на неправильной стороне Нила без надлежащего судна. Так, начиная с раннего династического периода, около 5000 лет назад, привилегированным египетским покойникам предоставлялись погребальные лодки разных размеров и сложности, согласно их статусу.
Фараоны и другие высокопоставленные лица заказывали гигантские, в натуральную величину погребальные лодки. Древнейшие их образцы датируются 2950 г. до н.э. и первоначально ошибочно принимались за деревянный пол. Поняв, что египетские гробницы, как правило, не имеют деревянных полов, археологи позже восстановили древнюю шестиметровую лодку, полную форм для хлеба и оборудования для изготовления пива.
Самая большая из этих лодок, 44-метровая Солнечная баржа Хуфу (Хеопса), была обнаружена при удивительных обстоятельствах в 1954 году. Археологи, казалось бы, случайно, копали под каменной стеной прямо рядом с Великой пирамидой Хуфу, самой древней и самой большой из знаменитого египетского трио. Там, под еще большими слоями древесного угля, древесной щепы и ряда из сорока блоков известняка, исследователи обнаружили 1244 загадочных кусочка дорогого ливанского кедра. Прошло двадцать месяцев, прежде чем ученые смогли аккуратно извлечь эти кусочки, и более чем десять лет, чтобы собрать баржу, как 3-D головоломку. Удивительно, но египетские корабелы не использовали ни одного гвоздя, полагаясь только на соединение при помощи пазов и веревок, изготовленных из травы.
Погребальные портреты Пальмиры
Сирийский город Пальмира, ранее Тадмор, процветал в качестве части Римской империи. Экономический пик города в пустыне был между 2 и 3 веками, когда континентальные торговые пути из Китая в Рим проходили через Пальмиру, создавая декадентское слияние восточной и западной цивилизации.
В частности, богатые пальмирцы получили известность благодаря своим красивым погребальным рельефам. За короткий промежуток времени между 1 и 3 веками нашей эры, «римские сирийцы» построили грандиозные башни, чтобы погребать мертвых. Локулы, или могильные ниши, располагались у внутренних стен башен, каждый саркофаг был увенчан скульптурным портретом умершего, находящегося в нем. Эти прекрасные скульптурные рельефы изображали умерших такими, какими они жили, в их специфической одежде (включая период специфических брючных костюмов) и держащими инструменты своих профессий. Например, священник изображен в парадном головном уборе и с миской и кувшином, в то время как вездесущие ткачи держат веретено и прялку.
Некоторые рельефы изображают более сложные сцены, в том числе всегда популярные тризны, ритуалы, вдохновленные теми же римлянами, которые рассматривали появление Пальмиры в качестве самого отдаленного аванпоста Ближнего Востока в первые годы 2 века нашей эры. Этот захватывающий дух вид погребения, однако, перестал существовать менее чем через столетие, уступив место подземным захоронениям в склепах, известных как гипогеи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий