19 работ классиков мирового видеоарта на новой площадке ГМИИ
Криста Зоммерер и Лоран Миньонно. Водный сад. 2004. Интерактивная инсталляция. Предоставлено художниками
Дина Караман. Вид на деревья в сквере усадьбы Голицыных. 2016. Аудио видеоинсталляция. Предоставлено художником
Ирина Нахова. Дега, или Мерцание. Диалог. 2012–2016. Видеопроекция, фотография. Живопись. Предоставлено художником
Юрий Календарев. Silent Action in Blue_16, 20122016. Звуковая и световая скульптура. Предоставлено художником
Таня Ахметгалиева. Princess Nocturne. 2016. Видеоинсталляция. Предоставлено художником
Мариано Сардон в сотрудничестве с Мариано Сигманом. Стена взглядов. 2012. Видеоинсталляция. Предоставлено художником
Адриан Пачи. Крик. 2009. Видео обратной проекции. Предоставлено художником и галереей kaufmann repetto, Милан / Нью-Йорк
Еще недавно сложно было представить себе, что в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в этой крепости музейного консерватизма, пусть даже и в его филиале, пройдет выставка видеоарта. Но вот очередной бастион пал. Дом впечатлений — это премьера нового музейного подразделения, отдела кино- и медиаискусства, появление которого также можно считать прорывом современности в неприступные стены Пушкинского.
В усадьбе Голицыных решили показать изысканный микс из классики видеоарта и самых свежих произведений, созданных специально к выставке. Куратор Ольга Шишко сумела подобрать 19 работ с учетом «гения места»: в экспозиции нет ничего вызывающего, подборка рассчитана на самого придирчивого завсегдатая музея, и он вряд ли найдет повод для возмущения. Идея же Дома впечатлений проходит по касательной темы собственно импрессионизма, глобально затрагивая проблему визуального восприятия. Билл Виола давно встал в ряд классиков современного искусства. Его видео Отражающий бассейн — один из шедевров на выставке. Простой сюжет, где персонаж прыгает в бассейн и застывает в воздухе, — повод, чтобы показать каскад видеокадров необычайной красоты. Художник-философ, Виола сосредоточен на вопросах экзистенции, но никогда не забывает собственно о «впечатлениях». На визуальном эффекте построена и работа австрийцев Кристы Зоммерер иЛорана Миньонно. Их Водный сад отсылает к картине Клода Моне Кувшинки. Используя возможности видео, художники вводят движение в картину: при приближении к инсталляции зрителя кувшинки начинают раскрываться. В Коридорахамериканского классика Брюса Наумана «впечатления» уже несколько менее благостны: приближаясь к экрану, зритель должен увидеть себя удаляющимся в длинном узком коридоре, прочувствовав метафору «неуловимого Я». Молодые художники, в свою очередь, создали работы, обращенные к истории особняка. В инсталляции С полки на полку Ксения Перетрухина сняла пустые книжные полки Института философии, работавшего в стенах дома Голицыных до недавнего времени, на которых стоят домики из каталожных карточек; музыку к этому зрелищу написал композитор Дмитрий Власик. Выпускница Школы РодченкоЕлена Коптяева зафиксировала на видео Преждевременное целое движение света и тени, пойманное в интерьере особняка. Работа Татьяны Ахметгалиевой построена на легенде рода Голицыных. Видео состоит из картин цветущего сада, которые будто бы могла себе представить Авдотья Голицына (княгине предсказали, что она умрет во сне, и, согласно мифу, она не спала по ночам). Галлюциногенные картины грез Princess Nocturneпрокомментированы психоаналитиком Виктором Мазиным. Импрессионизм стал отправной точкой темы экспозиции, но он же должен поставить и финальную точку: по окончании выставки в здании начнется реставрация, после чего здесь откроется новый Музей импрессионизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий