Ценность искусства

Для большинства «миллениалов» (поколение родившихся в 1981–2000 годах) в искусстве деньги порой важнее эстетики. Но при этом они склонны сильно недооценивать финансовые риски, связанные с инвестициями в искусство

Исследование, проведенное недавно американской компанией US Trust, выявило существенные различия в том, как воспринимают покупку искусства представители разных поколений. Было опрошено 684 человека — богатых и очень богатых представителей поколений «Y» (родились в 1981–2000 годах), «Х» (1965–1979), поколения послевоенного бэби-бума (конец 1940-х — 1950-е) и еще более зрелого поколения (родившихся до войны).

Так вот чем моложе коллекционер, тем меньше он склонен верить в то, что подлинная ценность искусства определяется скорее его эстетическими и интеллектуальными качествами, чем денежными знаками. Из самого старшего поколения 76 % опрошенных полагают, что главная причина того, почему они собирают искусство, — это красота и одухотворенность работ, а не их материальная ценность. Из послевоенного поколения так же думают 66 %. Из «иксов» эту точку зрения разделяют уже меньше половины опрошенных (44 %), а из «игреков» и того меньше — лишь 35 %. А это значит, что оставшиеся 65 % «миллениалов» на первое место ставят материальную, а не духовную ценность искусства.

Еще респондентов спросили, верят ли они в то, что искусство, которое они покупают, вырастет в цене в будущем. И здесь мнения разных поколений не сильно отличаются: верят в инвестиционный потенциал искусства в среднем от 40 % до 49% опрошенных в зависимости от поколения.

Но это все — лирика. Самое интересное будет впереди. Коллекционеров спросили, считают ли они, что вложение средств в искусство несет определенные риски. И вот здесь мнения серьезно разошлись. 52 % респондентов самого зрелого возраста согласны с тем, что инвестиции в искусство сопряжены с риском и могут не оправдаться. А вот из поколения бэби-бума так считают только 15 %. Среди «иксов» и «игреков» так считают по 27 % соответственно.

О чем это говорит? О том, что молодое поколение коллекционеров склонно слепо верить в высокий инвестиционный потенциал того, что они покупают. А покупают они (если верить опросу) больше исходя из рыночной конъюнктуры, чем из собственного вкуса и эстетического чутья. «Миллениалы» начали собирать в обстановке неуклонного роста арт-рынка и не видели больших падений на нем. Свое мнение они строят на громких результатах с ярмарок и аукционов. В их экосистеме искусство — это часть мировой экономики, привязанная к курсам акций и т. п.



Жан-Луи-Эрнест МЕСОНЬЕ Фридланд. 1807Жан-Луи-Эрнест МЕСОНЬЕ Фридланд. 1807
В конце XIX века работы этого художника могли стоить более $3 000 000 по нынешнему курсу. А сегодня их можно купить дешевле $10 000

В чем-то они правы, связь есть, но правота эта одностороння, как говорил Козьма Прутков. Чтобы не повторять азбучные основы коллекционирования искусства (об этом мы пишем регулярно), расскажем нечто поучительное из истории. В свое время крайне популярны и дороги были представители парижской академической школы — Месонье, Жером, Кабанель, Бугро. Например, одна из картин Месонье была продана в 1876 году за баснословные по тем временам $60 000 (в пересчете на нынешние доллары это около $ 3 600 000). А сегодня картины Месонье могут стоить на аукционах и по $10 000. Выводы оставляем на усмотрение «иксов» и «игреков».
Материал подготовила Мария Онучина, AI

Источники: http://artinvestment.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий