Армяне жили в Константинополе (ныне Стамбул) с раннего средневековья, когда город еще был столицей Византийской империи, а архитектурный облик города непосредственно связан с армянской фамилией: династией архитекторов Бальянов.
Основателем династии был Бали, армянин, ставший главным архитектором двора турецкого султана. После его смерти в 1725 году место придворного архитектора занял его сын Магар. Однако всеобщая слава Бальянов началась со старшего сына Магара – Григора. Вместе со своим братом Сенекеримом он создал мечеть Нусретийе, пожарную башню Баязет, дворцы Бешикташ и Арнавуткёй Валиде султан, а также Армянскую церковь Богоматери в районе Ортакёй.
Достойным продолжателем рода стал сын Григора – Карапет, который возвел династию в зенит славы. Его творением является знаменитый дворец Долмабахче, который был построен специально для султана Абдул Меджида I. Он же построил дворец Чираган, мечеть Ортакей, армянские церкви Сурб Ншан, Святой Троицы, Богоматери.
К последнему поколению Бальянов со статусом имперского архитектора относились сыновья Карапета — Саркис и Агоп. Считается, что Агоп в большей степени отвечал за само проектирование, а Саркис — за представление проектов султану.
Отличительной чертой работ Бальянов является «высокий» рельеф и резной орнамент различных стилей. Ими использовались элементы из армянского декоративного обихода, а также исламские и османские элементы.
Отличительной чертой работ Бальянов является «высокий» рельеф и резной орнамент различных стилей. Ими использовались элементы из армянского декоративного обихода, а также исламские и османские элементы.
Бальяны сыграли также немалую роль в возрождении армянской живописи в период Танзимата. Также знаменитые архитекторы внедрили декоративные образцы, а при росписи куполов и потолков использовали прием trompe l’oeil (предполагает «обман зрения» для эффекта расширения пространства).
В армянской общине Константинополя середины XIX века род Бальянов имел очень высокий статус. Они относились к прослойке «амиров», так называемых предводителей общины, который обозначал богатство и статус рода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий