Писатели размышляют об уникальности человеческого существования, о свободе, о психологии личности, о «повседневном ужасе» обыденной жизни, о поиске смысла и вере. Давайте знакомиться с лучшими книгами в этом жанре.
1. Жан-Поль Сартр – «Тошнота»
Тошнота – это суть бытия людей, застрявших «в сутолоке дня». Людей –
брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности.
Тошнота – это невозможность любви и доверия, это попросту неумение мужчины и женщины понять друг друга.
Тошнота – это та самая «другая сторона отчаяния», по которую лежит
Свобода. Но что делать с этой проклятой свободой человеку, осатаневшему
от одиночества?..
2. Альбер Камю – «Счастливая смерть»
Ранний роман Альбера Камю «Счастливая смерть», несомненно,
заинтересует читателя, потому что таит в себе много загадок. Роман не
был опубликован при жизни автора, но именно «Счастливая смерть»
открывает творческий диалог Камю с Ницше – диалог, в течение всей жизни
служивший для Камю источником вдохновения и писательских открытий.
«Счастливая Смерть – нежнейшая проба пера, однако в романе уже отчетливо
звучит тема «Постороннего», которая станет впоследствии лейтмотивом
творчества французского экзистенциалиста.
3. Фёдор Достоевский – «Записки из подполья»
«Записки из подполья» – увертюра Достоевского к его пятикнижию; в
повести нашли свое выражение великие прозрения художника-мыслителя;
здесь впервые в русской литературе сформулированы основы философии
экзистенциализма. «Записки из подполья» – повесть точно поставленных
вопросов и точно найденных интонаций. Боль пронизывает слово героя, оно
бьется в стремительных перепадах его настроений, в бесконечных
волнениях, в тягостных переживаниях и в неразрешимых тупиках.
Главный герой произведения – чиновник из Петербурга. Он получает
наследство, покидает службу, покупает квартиру и, почти перестает из нее
выходить. То есть, уходит «в подполье». В вечных вопросах он
противопоставляет себя всем остальным, и тем самым, доставляет терзания и
мучения и себе и окружающим. Удастся ли отставному чиновнику покинуть
свое «подполье», и кто, или что ему в этом поможет?
4. Альберто Моравиа – «Скука»
Одно из самых известных произведений европейского экзистенциализма,
которое литературоведы справедливо сравнивают с «Посторонним» Альбера
Камю. Скука разъедает лирического героя прославленного романа Моравиа
изнутри, лишает его воли к действию и к жизни, способности всерьез
любить или ненавидеть. Но она же одновременно отстраняет его от хаоса
окружающего мира, помогая избежать многих ошибок и иллюзий. Автор не
навязывает нам отношение к персонажу, предлагая самим сделать выводы из
прочитанного. Однако морального права на «несходство» с другими писатель
за своим героем не замечает.
5. Райнер Мария Рильке – «Записки Мальте Лауридса Бригге»
Райнер Мария Рильке – один из крупнейших поэтов XX столетия, родился в
Праге, где провел детство и юность, жил в Берлине, Париже, Швейцарии.
Основой своего жизненного восприятия и опыта Р. М. называл русскую
культуру. Он дважды побывал в России, был знаком с Львом Толстым и
Репиным, переписывался с Борисом Пастернаком и Мариной Цветаевой.
Мировую славу поэту принесли его сборники «Книга образов», «Часослов»,
«Новые стихотворения» и другие. Однако поэзия и проза на равных
конкурировали в творчестве Рильке. «Записки Мальте Лауридса Бригге»,
вошедшие в эту книгу, являются его самым значительным прозаическим
произведением. В этом причудливом романе-витраже, описывающем
«повседневный ужас» обыденной жизни, Рильке более чем на тридцать лет
предвосхитил художественные открытия литературы экзистенциализма.
6. Эрих Фромм – «Бегство от свободы»
Одна из основополагающих работ Эриха Фромма – «Бегство от свободы» –
посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения
личностей независимости.
«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода – заветная цель, а для других – угроза?».
«Не существует ли – кроме врожденного стремления к свободе – и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?»
«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода – заветная цель, а для других – угроза?».
«Не существует ли – кроме врожденного стремления к свободе – и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?»
7. Лев Толстой – «О безумии»
Безумец – это человек, которого не понимают окружающие. Автор
поднимает такие важные во все времена вопросы: в чем смысл жизни? Зачем
человек приходит в этот мир? Зачем ему вера, что с ней делать? Или его
жизнь сводится только к удовлетворению собственных желаний? Необходимо
осознавать свою миссию в жизни и стремиться к ее воплощению. Однако
времени для этого очень мало. Ведь, жизнь – это короткое мгновение между
рождением и смертью.
8. Симона де Бовуар – «Мандарины»
События, описанные в книге, так или иначе, связаны с крушением
рожденных в годы Сопротивления надежд французской интеллигенции. Чтобы
более полно представить послевоенную эпоху, автор вводит в повествование
множество персонажей, главные из которых – писатели левых взглядов Анри
Перрон и Робер Дюбрей (их прототипами стали А. Камю и Ж.-П. Сартр).
Хотя основную интригу составляет ссора, а затем примирение этих двух
незаурядных личностей, важное место в сюжете отведено и Анне, жене
Дюбрея – в этом образе легко угадываются черты самой Симоны де Бовуар.
Многое из того, о чем писательница поведала в своем лучшем, удостоенном
Гонкуровской премии произведении, находит объяснение в женской судьбе
как таковой и связано с положением женщины в современном мире.
Роман, в течение нескольких десятилетий считавшийся настольной книгой
западных интеллектуалов, становится, наконец, достоянием и русского
читателя.
9. Филип Дик – «Помутнение»
«Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на
проезжей части. Одного за другим их давило, калечило, убивало – на
глазах у всех, – но они продолжали играть».
Страшная книга.
Великая книга.
Магический реализм?
Хиппи-антиутопия?
Постмодернистская автобиография?
Просто – «Помутнение»...
Великая книга.
Магический реализм?
Хиппи-антиутопия?
Постмодернистская автобиография?
Просто – «Помутнение»...
В полубиографическом романе американский писатель совмещает два
жанра: психологию и научную фантастику. Автор описывает жизнь нескольких
наркоманов, у одного из которых полностью разрушается психика. Он
пытается покончить с собой. Выясняется, что один из «наркоманов» - это
спецсотрудник под прикрытием, который пытается выяснить, где и кто
производит такой страшный наркотик, который разрушает человека. Для
реальности легенды ему самому приходится принимать это загадочное
вещество. В результате чего, у полицейского происходит раздвоение
личности. Он начинает следить за самим собой и попадает в закрытую
клинику, в которой… и производится этот самый наркотик. Удастся ли
отважному герою на грани рассудка, выполнить поставленное задание?
10. Сёрен Кьеркегор – «Дневник обольстителя»
В книгу включен роман знаменитого датского философа, теолога и
писателя, основателя европейского экзистенциализма, Серена Кьеркегора
«Дневник обольстителя», являющийся составной частью его центрального
философского труда «Или-или» (1843).
Хроника виртуозного соблазнения юной девушки с шекспировским именем Корделия хитроумным, живущим «эстетической жизнью» обольстителем Йоханнесом, строится как серия «приближений»-«удалений» рефлексирующего эстетика от предмета его искусственной страсти. Дневник и письма главного героя раскрывают идеальную стратегию любовного подчинения, в которой проявляются присущие Йоханнесу ловкость донжуанова, мефистофельское знание человеческой природы и фаустовская склонность к самоанализу.
Хроника виртуозного соблазнения юной девушки с шекспировским именем Корделия хитроумным, живущим «эстетической жизнью» обольстителем Йоханнесом, строится как серия «приближений»-«удалений» рефлексирующего эстетика от предмета его искусственной страсти. Дневник и письма главного героя раскрывают идеальную стратегию любовного подчинения, в которой проявляются присущие Йоханнесу ловкость донжуанова, мефистофельское знание человеческой природы и фаустовская склонность к самоанализу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий