28/07/2016
МЮНХЕН.
Спустя десятилетия после Второй мировой войны более 10 000 произведений
искусства, конфискованных нацистами в Баварии, согласно официальной
статистике, вернулись к законным владельцам, в том числе, потомкам
еврейских семей. Новое скандальное расследование показывает, как семьи
бывших нацистов преследовали баварских чиновников в попытках вернуть
переданные предметы искусства, которые они продолжали рассматривать как
свою собственность.
Личный секретарь Гитлера, Генриетта фон Ширах (Henriette von
Schirach) и её семья приложили немало усилий для того, чтобы вернуть
себе коллекцию из почти 300 работ, в том числе небольшой пейзаж «Вид на
голландскую площадь» художника Яна ван дер Хейдена (View of a Dutch
Square, Jan van der Heyden). До войны эта картина была собственностью
Готтлиба и Матильды Краусов (Gottlieb и Mathilde Kraus), евреев,
покинувших свою квартиру в Вене вместе с коллекцией предметов искусства,
конфискованной сотрудниками гестапо в 1941 году. Генриетта фон Ширах
убедила баварских чиновников отдать ей картину за бесценок — за 300
немецких марок, что примерно равнялось 75 долларам США (около 600
долларов США в наше время).
“Суть истории в том, что украденное у моей семьи вернули обратно тем,
кто украл. Как это работает?” — спрашивает Джон Грайковски (John
Graykowski), правнук Краусов.
В архивах были обнаружены документы, подтверждающие, что в 1950-60
годах сотни картин были фактически проданы обратно по заниженным ценам
тем же нацистам, которые принимали участие в грабежах, в том числе вдове
Германа Геринга, старшего помощника Гитлера, коллекция искусства
которой насчитывала более тысячи работ.
Вся эта история всплыла из-за поисков, предпринятых Джоном
Грайковски. В 2009 году он обратился за помощью в лондонскую Комиссию по
разграбленному искусству в Европе (Commission for Looted Art in
Europe), сотрудники которой и сделали ряд ключевых открытий. Энн Уэббер
(Anne Webber), одна из руководителей комиссии, рассказывает, что её
исследователи пришли к выводу, что перепродажа разграбленного нацистами
искусства велась тайно. “Они называли это «возвращёнными» продажами”, —
сказала Уэббер. — “Почему картины были возвращены нацистам, а не семьям,
у которых были украдены, мы не понимаем”.
Впервые о «возвращённых» продажах рассказала в конце июня мюнхенская
ежедневная газета Süddeutsche Zeitung. Публикация имела политические
последствия. На прошлой неделе комитет баварского Ландтага потребовал у
правительственных чиновников отчёт о всех случаях перепродажи предметов
искусства семьям нацистов, а также о том, сколько украденных работ до
сих пор хранятся у государства и какая часть из них может быть
возвращена наследникам.
Внук госпожи фон Ширах, Фердинанд фон Ширах (Ferdinand von Schirach),
популярный в Германии адвокат и писатель, дед которого был заключен в
тюрьму на 20 лет за депортацию более 60 000 австрийских евреев, публично
пообещал расследовать происхождение коллекции искусства его покойной
бабушки.
“Мы должны знать правду,” – сказал он. — “Это единственный способ жить с этим”.
Торговля искусством с родственниками нацистов началась в 1949 году,
через четыре года после окончания войны, когда американские военные
переложили ответственность за реституцию награбленных произведений
искусства на западных немцев и австрийцев. Мюнхен стал центром
деятельности арт-дилеров и тех государственных должностных лиц, которые
должны были возвращать коллекции их законным владельцам, но на самом
деле занимались их тайной перепродажей. В архиве сохранились сведения о
том, как Генриетта фон Ширах на протяжении более десяти лет работала над
тем, чтобы вернуть себе картины, ковры и мебель. Согласно архивным
документам, её отец, Генрих Гофман (Heinrich Hoffmann), личный фотограф
Гитлера, владел коллекцией из почти 300 украденных картин. Об этой своей
коллекции Гофман рассказал на допросе американским военным, но те не
приняли его слова во внимание, так как Гофман страдал от алкоголизма.
Роберт М. Эдсель, автор вышедшей в 2009 году книги «Охотники за
сокровищами» (Robert M. Edsel, The Monuments Men), сказал, что он не был
удивлён существованием системы тайных продаж.
“Это проблема для целых стран, частных коллекционеров и аукционных
домов — уйти от последствий нацистского прошлого. Чем больше они
избегают прозрачности в этом вопросе, тем больше вызывают интерес и
разочарование. Почему это остается таким важным спустя много лет? Потому
что мы имеем дело с украденными вещами”, — резюмирует Эдсель.
В случае с наследием Джона Грайковски, историкам удалось проследить
судьбу картины «Вид на голландскую площадь»: она попала на официальный
сборный пункт в послевоенном Мюнхене, где хранились произведения
искусства для последующей реституции, но в 1962 году Государственный
музей продал эту картину и ещё один пейзаж XVII века из коллекции семьи
Краус Генриетте фон Ширах. Последним известным владельцем картины
значится католический собор в Северной Рейн-Вестфалии в Германии,
который приобрёл её в 1963 году на аукционе за 16 100 немецких марок,
что эквивалентно 31 000 долларов США по сегодняшнему курсу, т.е. в 50
раз больше, чем заплатила за неё годом ранее Генриетта фон Ширах.
Текущее местонахождение картины неизвестно, но она очень похожа на
работу ван дер Хейдена, которая выставляется в Лувре.
Джон Грайковски выразил надежду, что история его семьи будет тщательно расследована, а коллекция искусства возвращена.
“Может быть, люди почувствуют ответственность за произошедшее”, —
говорит он. — “Моя бабушка была художницей, её картины тоже были в
списке украденных работ, а сегодня, видимо, украшают чьи-то гостиные. Я
никогда не видел их, но хотел бы увидеть.”
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий