28/07/2016
С момента создания в 1973 году, музей Ван Гога в Амстердаме обладает крупнейшей коллекцией произведений гения пост-импрессионизма. До этого момента все выставки музея были сосредоточены на демонстрации высокой эстетики и того прогресса голландской живописи, прогресса «на грани безумия», который был достигнут благодаря творчеству художника.
На новой выставке, в дополнение к 25 картинам Ван Гога, демонстрируется и нечто особенное, а именно факты, касающиеся личности художника в самый трагичный период его жизни. В частности, на выставке представлена схема ампутации и воспоминания Феликса Рея (Felix Rey), врача, который лечил художника в больнице в Арле, в декабре 1888 года, сразу после инцидента. На рисунке показано, что пациент вырезал почти всю ушную раковину, оставив только часть лепестка. Схема демонстрируется рядом с портретом доктора, который был сделан Ван Гогом в качестве оплаты за медицинские услуги. Рей подтверждает, что Ван Гог отрезал не просто мочку, как было принято считать, но все левое ухо. Это проясняет важный момент — экстремальный поступок художника предупреждал о возможном его самоубийстве.
Как сообщает «New Yortk Times», новые подробности истории удалось узнать из документа, найденного в библиотеке Бэнкрофта, Университет Калифорнии, ирландским историком Бернадетт Мерфи (Bernadette Murphy) во время расследования обстоятельств последних лет жизни художника. Её выводы легли в основу книги «Ухо Ван Гога: подлинная история» (Van Gogh’s Ear: The True Story), которая так же будет представлена в рамках выставки.
История болезни Ван Гога всегда вызывала много вопросов: была ли она правдой или мифом и в какой именно степени болезнь повлияла на творчество художника. Новая выставка не просто подтверждает наличие психического заболевания, но утверждает тот факт, что оно серьёзно мешало Ван Гогу в работе и в жизни.
Безумие пугало художника, хотя он признавал его неотделимым от своего художественного гения. В письмах к брату Тео, Ван Гог часто упоминал картину Эмиля Ваутерса «Безумие Гуго ван дер Гуса» (Emile Wauters, The Madness of Hugo van der Goes), на которой изображён фламандский художник XV века, который так же страдал психическим заболеванием, но ценой тщательного самоконтроля и упорного труда пытался оставаться в здравом уме.
Для Ван Гога эта картина олицетворяла тёмную романтическую связь гениальности и безумия, фатальность недуга, которую уже сам Ван Гог олицетворял для современников. Новая выставка в музее в Амстердаме пытается ответить на этот вопрос: насколько правильно мы представляем себе жизнь знаменитого голландского художника, покончившего с собой на кукурузном поле в Овер-сюр-Уаз в 1890 году?
Все современные доказательства, включая картины, документы и даже сильно проржавевший револьвер, найденный фермером на том же самом поле в 1960 году, дают возможность утверждать, что болезнь Ван Гога была не подспорьем, а препятствием для его таланта.
Когда его картины, которые практически не имели спроса при жизни художника, привлекли к себе внимание и признание после его смерти, сам автор ослепительно желтых подсолнухов стал представляться сломленным отчаянной, таинственной, внутренней болью. Радикальный французский драматург Антонин Арто (Antonin Artaud), который провел последние годы жизни в приютах, называет Ван Гога человеком, в чьём самоубийстве виновато общество. В 1956 году в «Жажде жизни» (Lust for Life) Ван Гог, сыгранный Кирком Дугласом, предстаёт как персонаж трагический, который не в состоянии контролировать потоки эмоций и энергии, которые и делают его великим художником.
Этот образ Ван Гога как «безумного гения» отчасти берет своё начало в его собственном искусстве. На «Автопортрете с перевязанным ухом» (Self-Portrait with a Bandaged Ear, 1889 г. ) он не стесняется показать своё искалеченное лицо, но при этом смотрит на зрителя голубыми глазами мечтателя. И это после того, как он отрезал себе ухо и преподнёс окровавленный подарок в конверте одной из местных проституток. С одной стороны, мы понимаем, что перед нами человек безумный, с другой — мы видим лицо, свободное от болезни.
Новые данные опровергают теорию, появившуюся в 2009 году, согласно которой мочку уха Ван Гогу отрезал мечом его друг Поль Гоген. Радикальная ампутация, которую описывает доктор Рей, возможна только если прикладывать усилия целенаправленно, это не случайная рана, это акт серьёзного насилия над собой. В таком свете сомнительными выглядят и утверждения американских биографов Стивена Найфе и Грегори Уайта Смита (Steven Naifeh, Gregory White Smith), о том, что Ван Гог не убивал себя, но был убит кем-то другим, что подтверждается, якобы, появлением пистолета спустя много лет. Карманный револьвер калибром 7мм был найден на том месте, где Ван Гог выстрелил себе в грудь. Крайняя степень коррозии даёт возможность предполагать, что он находился в земле начиная с XIX века.
Другие экспонаты на выставке, в том числе его последние картины, раскрывают его тёмное психологическое состояние, что подкрепляет убеждение о том, что Ван Гог умер в результате самоубийства, после продолжительной болезни, которая мучила его и привела к почти тюремному заключению в психиатрической больнице. Конечно, поставить окончательный диагноз великому художнику сегодня не представляется возможным. Очевидно, что Ван Гог страдал от приступов депрессии и психического паралича. В периоды обострения болезни он не мог работать. Живопись, контролируемый и постоянный труд, была тем способом, с помощью которого он пытался оставаться в здравом уме. Ван Гог часто говорил друзьям, что курит трубку по той же причине — она помогает ему контролировать своё безумие.
На картине «Стул Ван Гога» (Van Gogh’s Chair, 1888 г.) мы видим простой, устойчивый деревенский стул, и это очень яркий символ. Таким, по-видимому, он сам хотел видеть себя — скромным и практичным, надёжным другом. На соломенном сиденье — трубка и табак, кажется, что он только что положил их сюда в надежде, что сможет обуздать свою внутреннюю темноту. А потом вышел в поле.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий