24/10/2016
ПАРИЖ. Картина «Святой Иероним» (Saint Jerome), приписываемая Пармиджанино (Parmigianino), может оказаться вовлеченной в громкий скандал с участием частных коллекционеров, крупного аукционного дома и известных музеев. Есть основания полагать, что картина — подделка.
Скандал, рагоревшийся вокруг списка картин, в котором оказалась и эта работа, недавно удивил рынок искусства и обнаружил существование крупной сети фальсификаторов. Расследование, которым в данный момент занимается французская полиция, ведётся с лета этого года. В деле замешан крупный французский коллекционер и арт-дилер Джулиано Руффини (Giuliano Ruffini). В списке подделок оказались известные картины, которые ранее идентифицировали как работы в том числе Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach Elder) и Джентилески (Gentileschi). В расследовании принимают участие ряд крупных галерей и экспертов. Совместно с полицией они намерены распутать историю, которая обещает стать самой большой аферой за последние 100 лет. В общей сложности под подозрением находится 25 картин стоимостью 220 млн евро.
Пармиджанино – Святой Иероним
«Святой Иероним», подлинность которого оказалась под вопросом, в 2008
году был продан на аукционе Sotheby’s за 850 000 долларов США как
работа художника, принадлежащего к кругу Пармиджанино. В 2014 году
частный коллекционер, который владел ею, одолжил картину музею
Метрополитен для выставки, которая началась в апреле того же года и
закончилась в феврале следующего. Представитель музея Метрополитен
заявил в интервью Art Newspaper, что до начала выставки работа была
тщательно осмотрена реставраторами отдела живописи, которые
дополнительно приглашали других экспертов по творчеству Пармиджанино. В
то время эксперты спорили только об одном, является ли автором сам
Пармиджанино или кто-то из его последователей.
Теперь аукцион должен провести заново ряд тестов, в том числе рефлектограмму в инфракрасной области спектра (метод, который позволяет получить доступ к основной части рисунка) и полный анализ используемых пигментов. Напомним, Sotheby’s не впервые оказался в ситуации, когда проданная на аукционе картина оказывается подделкой. Аналогичная ситуация произошла несколько лет назад с картиной, приписываемой голландскому портретисту Франсу Халсу (Frans Hals) и проданной за 9, 4 млн евро американскому коллекционеру Ричарду Хердену. В тот раз именно анализ чернил, проведённый ведущими экспертами из Orion Analytical, работающими по контракту на аукционе, позволил сделать заключение, что картина на самом деле — подделка. В краске были обнаружены синтетические материалы, впервые полученные в ХХ веке и которые, естесственно, не могли оказаться на картине, написанной 300 лет назад. Аукцион был вынужден вернуть деньги покупателю. Интересно, что бывший владелец поддельного Халса так и не выплатил компенсацию аукционному дому, утверждая, что картина настоящая и требуя проведение дополнительных экспертиз.
Скандал вокруг подделок поставил под подозрение работу лучших мировых музеев — Метрополитен, Национальной галереи в Лондоне и Лувра в Париже. Эксперты опасаются, что дальнейшее расследование может иметь серьёзные юридические и финансовые последствия для многих.
До того, как «Святой Иероним» впервые попал в аукционные каталоги в 2008 году, ссылка на картину присутствовала как минимум в девяти статьях и книгах. В некоторых из них автором картины называли Пармиджанино, в других — неизвестного художника. В статье в журнале Prospettiva, эксперт по искусству XVI века Марио Ди Джампаоло (Mario Di Giampaolo) говорит о том, что картина была написана вероятнее всего в Болонье, около 1530 года. Эксперт связывает её с двумя другими картинами, выполненными в то же время и в том же городе. Теория Ди Джампаоло вызвала бурные дебаты среди историков, одни поддерживали её, другие — ставили под сомнение.
Установление авторства того или иного художественного произведения, как известно, не является точной наукой. «Вне зависимости от авторства, высочайшее качество, техническая виртуозность и сила эмоций делают «Святого Иеронима» исключительно хорошим образцом маньеризма в Северной Италии в XVI веке», — такая характеристика дана картине в одной из статей. Но сегодня дебаты ведутся не столько в отношении авторства, сколько в отношении подлинности картины.
Джулиано Руффини, коллекционер, бывший владелец картины, утверждает, что она подлинная, заявляя вместе с этим, что ответственными за атрибуцию картины являются в первую очередь искусствоведы, галеристы и реставраторы.
ПАРИЖ. Картина «Святой Иероним» (Saint Jerome), приписываемая Пармиджанино (Parmigianino), может оказаться вовлеченной в громкий скандал с участием частных коллекционеров, крупного аукционного дома и известных музеев. Есть основания полагать, что картина — подделка.
Скандал, рагоревшийся вокруг списка картин, в котором оказалась и эта работа, недавно удивил рынок искусства и обнаружил существование крупной сети фальсификаторов. Расследование, которым в данный момент занимается французская полиция, ведётся с лета этого года. В деле замешан крупный французский коллекционер и арт-дилер Джулиано Руффини (Giuliano Ruffini). В списке подделок оказались известные картины, которые ранее идентифицировали как работы в том числе Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach Elder) и Джентилески (Gentileschi). В расследовании принимают участие ряд крупных галерей и экспертов. Совместно с полицией они намерены распутать историю, которая обещает стать самой большой аферой за последние 100 лет. В общей сложности под подозрением находится 25 картин стоимостью 220 млн евро.
Пармиджанино – Святой Иероним
Теперь аукцион должен провести заново ряд тестов, в том числе рефлектограмму в инфракрасной области спектра (метод, который позволяет получить доступ к основной части рисунка) и полный анализ используемых пигментов. Напомним, Sotheby’s не впервые оказался в ситуации, когда проданная на аукционе картина оказывается подделкой. Аналогичная ситуация произошла несколько лет назад с картиной, приписываемой голландскому портретисту Франсу Халсу (Frans Hals) и проданной за 9, 4 млн евро американскому коллекционеру Ричарду Хердену. В тот раз именно анализ чернил, проведённый ведущими экспертами из Orion Analytical, работающими по контракту на аукционе, позволил сделать заключение, что картина на самом деле — подделка. В краске были обнаружены синтетические материалы, впервые полученные в ХХ веке и которые, естесственно, не могли оказаться на картине, написанной 300 лет назад. Аукцион был вынужден вернуть деньги покупателю. Интересно, что бывший владелец поддельного Халса так и не выплатил компенсацию аукционному дому, утверждая, что картина настоящая и требуя проведение дополнительных экспертиз.
Скандал вокруг подделок поставил под подозрение работу лучших мировых музеев — Метрополитен, Национальной галереи в Лондоне и Лувра в Париже. Эксперты опасаются, что дальнейшее расследование может иметь серьёзные юридические и финансовые последствия для многих.
До того, как «Святой Иероним» впервые попал в аукционные каталоги в 2008 году, ссылка на картину присутствовала как минимум в девяти статьях и книгах. В некоторых из них автором картины называли Пармиджанино, в других — неизвестного художника. В статье в журнале Prospettiva, эксперт по искусству XVI века Марио Ди Джампаоло (Mario Di Giampaolo) говорит о том, что картина была написана вероятнее всего в Болонье, около 1530 года. Эксперт связывает её с двумя другими картинами, выполненными в то же время и в том же городе. Теория Ди Джампаоло вызвала бурные дебаты среди историков, одни поддерживали её, другие — ставили под сомнение.
Установление авторства того или иного художественного произведения, как известно, не является точной наукой. «Вне зависимости от авторства, высочайшее качество, техническая виртуозность и сила эмоций делают «Святого Иеронима» исключительно хорошим образцом маньеризма в Северной Италии в XVI веке», — такая характеристика дана картине в одной из статей. Но сегодня дебаты ведутся не столько в отношении авторства, сколько в отношении подлинности картины.
Джулиано Руффини, коллекционер, бывший владелец картины, утверждает, что она подлинная, заявляя вместе с этим, что ответственными за атрибуцию картины являются в первую очередь искусствоведы, галеристы и реставраторы.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий