Картины крепостного художника княгини Натальи Голицыной, ставшей прототипом пушкинской "Пиковой дамы", впервые покажет широкой публике Государственный музей истории Санкт-Петербурга. В выставочных залах особняка Румянцева открывается выставка произведений Василия Садовникова...
Выставка, называющаяся «Петербургский художник Василий Садовников (1800 - 1879)», представляет 100 произведений В. С. Садовникова из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: рисунки самого художника и выполненные по его рисункам литографии 1830—1860-х годов, в том числе знаменитая «Панорама Невского проспекта».
Василий Семёнович Садовников родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (она стала прототипом знаменитой «пиковой дамы» в одноименном произведении А. С. Пушкина). До 1838 года, будучи уже известным художником Садовников оставался крепостным.
Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын. В том же году Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника. В нем он указал, что занимался перспективной живописью «сам собою». За работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств», Садовников получил звание свободного неклассного художника.
Большая часть художественного наследия В. С. Садовникова — это виды Петербурга и его окрестностей. Изображения набережных, улиц, площадей, архитектурных и скульптурных памятников российской столицы и ее пригородов первой половины XIX века занимают значительное место и на выставке в особняке Румянцева.
Среди них и самая известная работа художника — «Панорама Невского проспекта» (1835) , на которой изображен каждый дом на Невском проспекте от начала до Аничкова моста. Это удивительное по тщательности исполнения и достоверности художественное произведение.
Над ним художник работал пять лет. На выставке представлены сделанные по рисункам В. С. Садовникова литографии, склеенные в две длинные ленты, каждая из которых представляет одну из сторон Невского проспекта: правая — более 7 метров (из 14 листов) и левая — более 8 метров (из 16 листов).
Галерею городских видов на выставке дополняют выполненные В. С. Садовниковым изображения Москвы, Новгорода, Вильно (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсинфорса (Хельсинки), Свеаборга (Суоменлинны).
Особый интерес вызывают акварели и рисунки художника, запечатлевшие исторические события: въезд коронационной процессии в Спасские ворота Кремля во время коронации императора Александра II в 1856 году, освящение Исаакиевского собора в 1858 году, торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади в 1859 году, открытие памятника Тысячелетия России в Новгороде в 1862 году и др.
Эти работы с документальной точностью зафиксировали происходившие события. Художник всегда работал с натуры: делал подготовительные рисунки, иногда подписывая над изображением необходимые для дальнейшей работы сведения: цвет костюма или неба, количество рядов в военном строю и т.д. А затем в мастерской раскрашивал рисунки акварелью.
В творчестве художника немаловажное место занимала жанровая тематика. Уличные жанровые сцены присутствуют в его пейзажах, выдвигаются на первый план, когда изображаются городские события. Художник часто использовал обороты листа, зарисовывая типажи, встречающиеся на улицах.
Его интересовали не только костюмы, но и характерные позы, движения. Внимание художника привлекал и наездник, и стекольщик, и шарманщик, и строители, играющие дети и крестьяне, торгующие в городе. Эти зарисовки — ценный материал для изучения петербургского быта 1830 — 1860 годов.
На выставке можно увидеть выполненные по рисункам В. С. Садовникова литографии, запечатлевшие петербургских уличных торговцев: разносчика апельсинов, цветочника, зеленщика, мясника и других.
Для детей подготовлена специальная программа. Юные посетители смогут совершить увлекательное путешествие с маршрутным листом по Петербургу середины XIX века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий