Афера века: подделки под Старых мастеров расстраивают мир искусства

29/10/2016

АМСТЕРДАМ. Эта картина убедила экспертов в Лувре. Главные французские чиновники от культуры объявили её национальным достоянием. Голландские кураторы на Mauritshuis и Rijksmuseum без сомнений присоединились к хору учёных, решивших, что загадочный портрет человека, одетого в чёрное, был ранее неизвестным шедевром Франса Халса (Frans Hals). Многие сочли «Портрет мужчины» (Portrait of a Man) не просто редкой находкой, но и действительно великим образцом творчества Старых мастеров.

Sotheby’s обозначил «Портрет мужчины», ранее считавшийся работой Франса Халса, современной подделкой.
В 2011 году аукционный дом Sotheby’s в Нью-Йорке продал картину частному коллекционеру за 10 млн долларов США. Однако, в этом месяце тот же дом Sotheby’s объявил работу современной подделкой. Портрет оказался замешан в скандале, который разгорелся ещё в марте, когда французская полиция арестовала картину, приписываемую Лукасу Кранаху Старшему (Lucas Cranach the Elder). Эта картина попала на рынок через того же коллекционера, что и поддельный Халс. Аукционный дом отправил «Халса» на техническую экспертизу, где эксперты обнаружили в краске следы материалов, произведённых в ХХ веке, а это означало, что картина никак не могла быть написана в XVII веке. Sotheby’s отменили сделку и возместили покупателю все расходы.
Если эксперты Sotheby’s были правы, вопрос о том, кто мог совершить такой подлог, остаётся загадкой. По информации от представителей аукционного дома, расследование продолжается, но подробности его не разглашаются. Молчат и французские власти. Но вне зависимости от того, кто автор этой великолепной авантюры, остается абсолютно непонятным то, каким образом подделка смогла обмануть такое количество ведущих специалистов из лучших музеев мира. Эти обстоятельства наглядно демонстрируют, насколько на самом деле сложен и субъективен процесс аутентификации предметов искусства.
Картина «провела» многих, но не всех. Мартин Бейл, выдающийся реставратор картин Старых мастеров, работал над восстановлением тридцати картин Халса в течение последних семи лет. Когда он увидел результаты последнего анализа картины, проведенного по заказу Sotheby’s экспертами Orion Analytical, он сказал, что и раньше подозревал, что картина была подделкой: “Те, кто исследовал картину, хорошие специалисты, но они не знакомы подробно с почерком Франса Халса. А это лишний повод быть осторожным”, — сказал он.
Самый волнующий вопрос сегодня: существуют ли другие подделками, распространяемые тем же источником? На данный момент сразу несколько картин считаются «новыми открытиями», и все они пришли через руки одного и того же коллекционера. К этим работам относится «Давид, созерцающий голову Голиафа», приписываемый Орацио Джентилески (David Contemplating the Head of Goliath, Orazio Gentileschi), и портрет «Святого Иеронима», приписываемый последователю итальянского художника XVI века Пармиджанино (Saint Jerome, Parmigianino), которую тот же аукционный дом Sotheby’s продал в 2012 году за 842 500 долларов США. Эта картина уже отозвана и так же отправлена на дополнительные исследования. Об обоих случаях мы писали чуть раньше:

“Скандалы растут как грибы после дождя”, — сказал Боб Хаболдт (Bob Haboldt), арт-дилер, специализирующийся на Старых мастерах Голландии. Некоторые другие торговцы произведениями искусства склонны преуменьшать угрозу. Авторитетный дилер из Лондона Джонни ван Хафтен (Johnny van Haeften) сказал: “Я думаю, что это единичные случаи, трагедия не имеет того масштаба, как многие склонны думать”.
Тем не менее, вопрос остается открытым. Каким образом подделка могла пройти проверки? Новые работы Халса появляются очень редко, а об этой картине вообще ничего не было известно. Она не упоминается ни в одной научной работе о творчестве художника и ни разу за 350 лет, прошедших с момента его смерти, нигде не эскпонировалась. Эти факты должны были насторожить экспертов и стать причиной углублённого изучения полотна.
Мартин Бейл (Martin Bijl), бывший главный реставратор Rijksmuseum, сказал, что он не смог вспомнить ни одной неизвестной работы Халса, обнаруженной по меньшей мере за последние 25 лет. Бейл считает, что должен был рассказать о своих подозрениях, но его остановил тот факт, что это не первый случай, когда историю картины учёные обнаруживают уже после того, как найдена сама картина.
Истоки нынешней истории следует искать в 2008 году, когда коллекционер Джулиано Руффини (Giuliano Ruffini) попросил экспертов дома Christie’s в Париже взглянуть на картину, котороую он, по его словам, купил у испанского торговца произведениями искусства.
По словам Филиппа Скарзелла (Philippe Scarzella), адвоката Руффини, он сообщил арт-экспертам о том, что работа “может принадлежать последователям Халса или самому Халсу”. Специалисты аукционного дома после осмотра картины заявили, что она очень похожа на оригинал.
Christie’s оформили лицензию на экспорт картины для того, чтобы более тщательно изучить её в Лондоне. Такие лицензии в обязательном порядке должны быть санкционированы в Лувре и французском министерстве культуры. Но вместо того, чтобы позволить вывезти картину из Франции, чиновники объявили её национальным достоянием и выписали временное ограничение на экспорт. В том же месяце Лувр решил попробовать приобрести полотно. Договор был составлен в октябре 2008 года и направлен адвокату Руффини. В договоре предусматривалось, что Лувр покупает «Портрет мужчины» Франса Халса за 5 миллионов евро при посредничестве аукционного дома Christie’s.
Блез Дукос (Blaise Ducos), главный хранитель отдела голландской и фламандской живописи в Лувре, был приглашен для осмотра картины. Для установления подлинности в научно-исследовательском центре по реставрации портрет рассмотрели при помощи рентгеновского, инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Анализ красящих пигментов не проводился. Лувр пригласил для консультации и других видных учёных, таких, как Квентин Бювлот (Quentin Buvelot), это старший куратор Mauritshuis в Гааге.
“Несколько известных историков искусства уже видели эту картину и выразили свой энтузиазм по поводу её подлинности”, — написал Бювлот по электронной почте для газеты The New York Times. “Эта работа выполнена с таким изяществом и мастерством, что многие эксперты полагают, она была написана самим мастером”, — добавил он.
После того, как договор купли-продажи был составлен, Белинда Боуринг (Belinda Bowring), пресс-секретарь Christie’s, выразила сомнения относительно происхождения и атрибуции картины. Она отказалась обсуждать конкретные детали, но аукционный дом попросил Руффини гарантировать подлинность произведения. В ответ на это, продавец направил письмо, в котором он “ни в коей мере не несёт ответственности за атрибуцию и подлинность работы”, которая, как он заметил, уже побывала в руках экспертов. “Мой клиент не собирается ничего гарантировать, это не его работа”, — заявил адвокат Скарзелла.
В то же время Дукос пригласил ряд известных голландских и французских предпринимателей, а также несколько экспертов по творчеству Халса взглянуть на картину в частном порядке. Хаболдт присутствовал на одной из таких встреч, которая имела место в резиденции посла Нидерландов в Париже. “Я не сомневался в то время”, — сказал Хаболдт. — “Конечно, я не смотрел на неё глазами покупателя. Картина уже была проверена в Лувре. Я взглянул на неё и поздравил покупателя, но я не пытался анализировать её с точки зрения возможной подделки”.
В конце концов Лувр отказался от покупки картины, но непонятно, почему. Хаболдт назвал причиной то, что музей не мог собрать нужной суммы. В официальном заявлении музея говорится о том, что после всех проведённых процедур, принимая во внимание весь контекст ситуации, Лувр не намерен приобретать полотно.
Отсутствие каких-либо сведений о картине не насторожило Бювлота и Дукоса, которые в соавторстве написали большой материал, посвящённый картине, и опубликовали его в Burlington Magazine в 2014 году. “Это не такая уж редкость, когда картины Старых мастеров не перечислены в существующей литературе”, — заявили они. — “Не следует забывать, что первые серьёзные каталоги появились лишь в XIX веке”.
После того, как в 2010 году временный запрет на экспорт был снят, арт-дилер из Лондона Марк Вайс (Mark Weiss) приобрёл «Портрет мужчины» у Руффини, как сообщалось, за 3 млн долларов США. В заявлении, сделанном им по электронной почте для The New York Times, Вайс рассказал, что был уверен в подлинности полотна, так как эту подлинность подтвердили многие автортетные исследователи. “Единственный голос против принадлежал специалисту по творчеству Халса Клаусу Гримму (Claus Grimm), который считал, что картину написал сын Халса, Питер”.

Французская полиция арестовала «Венеру с вуалью», приписываемую Лукасу Кранаху Старшему, из-за опасений по поводу её подлинности.
Уже на следующий год картина была продана через дом Sotheby’s за 10 млн долларов США частному коллекционеру Ричарду Хедрину (Richard Hedreen) из Сиэтла. Хердин отказался комментировать ситуацию, а вот пресс-секретарь дома Sotheby’s Лорен Джойа (Lauren Gioia) сказала следующее: “Мы не могли подтвердить подлинность картины, поскольку мы не были вовлечены в процесс её изучения. Очевидно, мы не знали о том, что это подделка”.
Все было хорошо до марта этого года, пока французская полиция не арестовала «Венеру с вуалью», принадлежащую князю Лихтенштейна прямо на выставке в Экс-ан-Прованс. Событие вызвало ажиотаж в арт-сообществе: картина была связана с коллекцией Руффини. После этого эксперты Sotheby’s пожелали ещё раз взглянуть на картину, так как сам факт её обнаружения оказался скомпрометирован. Хедрин прислал им картину, и за дело взялись эксперты Orion Analytical. Итог известен.
Но даже после этого Вайс всё ещё сомневался. Он наставивал на возможности провести оправдательное расследование, которое он обосновывал тем огромным влиянием, которое может иметь факт установления подделки для арт-рынка и истории искусства.
Тем временем французская полиция провела обыск в особняке Руффини близ Пармы, в Италии. В ходе обыска были обнаружены ещё две картины: сцена карнавала, автором которой может быть Питер Брейгель (Pieter Brueghel the Elder) и голову Христа, предварительно приписываемую Андреа Соларио (Andrea Solario). Самому Руффини никакие обвинения до сих пор не предъявлены. “Французская полиция надеется найти тайную мастерскую, где были изготовлены все эти подделки, но пока они ничего не обнаружили”, — заявил в интервью The New York Times Скарзелла. Более того, адвокат Руффини аппелирует к тому, что его доверитель не был осведомлён о подделках, наоборот, он доверил экспертам установить подлиность его картин, и, как следствие, не несёт никакой ответственности за всё, что произошло после этого.
Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий