Наследники Греты Молль требуют, чтобы лондонская Национальная галерея вернула им портрет бабушки, а музей утверждает, что полотно Матисса стоимостью $30 млн «не является произведением искусства, незаконно присвоенным в эпоху нацизма»
Анри Матисс. «Портрет Греты Молль». 1908. © Национальная галерея, Лондон
Лондонская Национальная галерея оспаривает в нью-йоркском суде исковое заявление о праве собственности на портрет Греты Молль (1908) кисти Анри Матисса. Ее наследники утверждают, что картина была незаконно присвоена в обстоятельствах, напрямую связанных с последствиями нацизма в Европе.
В комментарии для The Art Newspaper директор галереи Габриэле Финальдизаявил, что в данном случае «речь не идет о незаконном приобретении произведения искусства в эпоху нацизма», поскольку полотно Матисса оставалось в собственности Молль вплоть до 1947 года, отметив, что Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению не смог рассмотреть это дело, поскольку в область его компетенции не входят события, произошедшие после падения нацизма в 1945 году. Финальди уверен, что галерея является «законным собственником» полотна, которое сейчас находится в ее экспозиции.
Художники Грета Молль и ее супруг Оскар подвергались нападкам со стороны нацистских властей за так называемое дегенеративное искусство. Уже после войны, в 1947 году, Молль доверила полотно Матисса своей подруге Гертруде Джамарани, которая согласилась переправить его в Швейцарию, но в итоге, столкнувшись с финансовыми трудностями, оставила картину в залог одолженных денег. Пройдя через множество рук, в 1979 году портрет оказался в Национальной галерее, которая приобрела его за £450 тыс. В те времена проблеме провенанса придавали куда меньшее значение, чем сегодня, и ни у кого не возникло вопросов о том, каким именно образом картина перестала быть собственностью Молль.
Нью-йоркский адвокат Дэвид Роуленд, представляющий интересы троих наследников Молль, говорит, что «государственному музею не подобает иметь в собственности незаконно приобретенные или украденные произведения искусства», и в особенности работы, «утраченные в эпоху нацизма и при непосредственно связанных с ее последствиями обстоятельствах». Он оценивает полотно в более чем $30 млн.
Роуленд подал от имени наследников иск в суд Южного округа штата Нью-Йорк. Однако по мнению Финальди, это дело не следовало переносить в Нью-Йорк. «Национальная галерея находится в Лондоне, полотно было приобретено у местного дилера, и ни один из наследников не проживает на территории США», — сказал он. Финальди также добавил, что галерея будет требовать прекратить дело на основании «вопроса о его юрисдикции». Председатель попечительского совета лондонского музея Ханна Ротшильд пообещала, что попечители «будут твердо отстаивать свою позицию по этому иску в интересах британской публики».
http://www.theartnewspaper.ru/posts/3630/
Комментариев нет:
Отправить комментарий