Рядом с Махамуни пагодой в Мандалае, где находится прижизненная статуя Будды, буквально через дорогу располагаются мастерские каменотёсов. Под визг болгарок в клубах белой пыли местные ремесленники каждый день вырезают из камня настоящие шедевры, что после найдут своё место в многочисленных храмах страны.
Мы попросили нашего водителя подождать в сторонке ещё минут 20 и углубились в возникший прямо на узкой улочке своеобразный парк скульптур. Будды предстали нам в разной степени готовности: от только грубо обтёсанных заготовок до уже полностью отполированных и готовых в любой момент покинуть мастерскую скульптур.
Как известно, Будда обрёл просветление, погрузившись в медитацию под деревом бодхи. Обнаружить в тени дерева множество скульптур довольно символично.
Но не только Будд вытёсывают бирманские умельцы. Мифические львы-чинте обычно охраняют вход в пагоды, устанавливают их традиционно парами.
Довольно много встретилось скульптур Будд без лица. В Тибете и Непале, к примеру, я не раз видел, что фигурам будд и бодхисаттв завязывают лентой лица, чтобы не каждый мог их увидеть. Видимо, снимают ленту, когда фигура уже куплена и установлена в домашнем святилище или храме. Но мы ведь находимся в Мьянме, здесь исповедуют иную традицию буддизма.
Да и скорее всего вырезание лица Будды – отдельная специализация, так что не каждому мастеру доверяют данную практически финальную процедуру в создании статуи.
Работают бирманцы без каких-либо средств защиты дыхательных путей, без спецодежды, и о берушах как будто никогда тоже не слышали. Стоящая столбом пыль оседает на руках, голове, лице и одежде рабочих.
Основные работы производятся, на удивление, болгаркой. Где же зубило и молоток? И как кажется, всё делается на глаз: ни чертежей, ни даже хоть маломальских эскизов мы не заметили.
Вообще в буддизме существуют строгие пропорции изображения Будды. Изучают ли их где-то бирманские ремесленники или умение копировать увиденное уже доведено до автоматизма?
Безликие Будды выглядят немного жутковато, согласитесь?
Пока ещё видны следы инструмента – статуя ожидает финальной полировки.
Мельчайшие детали и узоры вырезают с помощью фрез, охлаждая и камень, и саму фрезу в воде.
Здесь же в Мандалае в пагоде Кутодо находится самая большая книга в мире – свод священных буддийских текстов Трипитака выгравирован на мраморных плитах. Требуется много часов тончайшей и кропотливой работы, чтобы заполнить текстом одну плиту, а Кутодо их аж 730. Подобные плиты можно видеть во многих храмах Мьянмы.
Один из тех ремесленников, кому доверено вырезать лицо Будды. Ведь одно неловкое движение, соскочит диск болгарки – и скульптуру можно отправлять в утиль.
Тонкая доводка и оконтуривание лица. У мастера вряд ли есть категория или бумажка о подтверждении высокой квалификации, он просто погружён в работу и не отвлекается на глазеющих на его труд иностранцев с камерами.
Законченные статуи ожидают покупателей или уже даже готовы к транспортировке. Некоторые статуи иногда красят, но чаще всего камень или мрамор ничем не покрывают.
Водитель ждал, чтобы отвезти нас дальше к известным достопримечательностям Мандалая, но мастерские каменотёсов и возможность сделать интересный репортаж захватили меня целиком и полностью.
По соседству с каменотёсами создаются статуэтки из металла. Продавцы, заметив наш интерес, даже выбежали из лавки на улицы, надеясь, что нам захочется увезти одну из птичек с собой.
Редко встречались в пагодах подобные столбики, но видимо, спрос на них хороший, раз такими поленницами лежат.
Большинство статуй небольшие, ниже роста человека, но над мастерскими возвышалась одна исполинская, высотой несколько метров.
Мы попросили нашего водителя подождать в сторонке ещё минут 20 и углубились в возникший прямо на узкой улочке своеобразный парк скульптур. Будды предстали нам в разной степени готовности: от только грубо обтёсанных заготовок до уже полностью отполированных и готовых в любой момент покинуть мастерскую скульптур.
Как известно, Будда обрёл просветление, погрузившись в медитацию под деревом бодхи. Обнаружить в тени дерева множество скульптур довольно символично.
Но не только Будд вытёсывают бирманские умельцы. Мифические львы-чинте обычно охраняют вход в пагоды, устанавливают их традиционно парами.
Довольно много встретилось скульптур Будд без лица. В Тибете и Непале, к примеру, я не раз видел, что фигурам будд и бодхисаттв завязывают лентой лица, чтобы не каждый мог их увидеть. Видимо, снимают ленту, когда фигура уже куплена и установлена в домашнем святилище или храме. Но мы ведь находимся в Мьянме, здесь исповедуют иную традицию буддизма.
Да и скорее всего вырезание лица Будды – отдельная специализация, так что не каждому мастеру доверяют данную практически финальную процедуру в создании статуи.
Работают бирманцы без каких-либо средств защиты дыхательных путей, без спецодежды, и о берушах как будто никогда тоже не слышали. Стоящая столбом пыль оседает на руках, голове, лице и одежде рабочих.
Основные работы производятся, на удивление, болгаркой. Где же зубило и молоток? И как кажется, всё делается на глаз: ни чертежей, ни даже хоть маломальских эскизов мы не заметили.
Вообще в буддизме существуют строгие пропорции изображения Будды. Изучают ли их где-то бирманские ремесленники или умение копировать увиденное уже доведено до автоматизма?
Безликие Будды выглядят немного жутковато, согласитесь?
Пока ещё видны следы инструмента – статуя ожидает финальной полировки.
Мельчайшие детали и узоры вырезают с помощью фрез, охлаждая и камень, и саму фрезу в воде.
Здесь же в Мандалае в пагоде Кутодо находится самая большая книга в мире – свод священных буддийских текстов Трипитака выгравирован на мраморных плитах. Требуется много часов тончайшей и кропотливой работы, чтобы заполнить текстом одну плиту, а Кутодо их аж 730. Подобные плиты можно видеть во многих храмах Мьянмы.
Один из тех ремесленников, кому доверено вырезать лицо Будды. Ведь одно неловкое движение, соскочит диск болгарки – и скульптуру можно отправлять в утиль.
Тонкая доводка и оконтуривание лица. У мастера вряд ли есть категория или бумажка о подтверждении высокой квалификации, он просто погружён в работу и не отвлекается на глазеющих на его труд иностранцев с камерами.
Законченные статуи ожидают покупателей или уже даже готовы к транспортировке. Некоторые статуи иногда красят, но чаще всего камень или мрамор ничем не покрывают.
Водитель ждал, чтобы отвезти нас дальше к известным достопримечательностям Мандалая, но мастерские каменотёсов и возможность сделать интересный репортаж захватили меня целиком и полностью.
По соседству с каменотёсами создаются статуэтки из металла. Продавцы, заметив наш интерес, даже выбежали из лавки на улицы, надеясь, что нам захочется увезти одну из птичек с собой.
Редко встречались в пагодах подобные столбики, но видимо, спрос на них хороший, раз такими поленницами лежат.
Большинство статуй небольшие, ниже роста человека, но над мастерскими возвышалась одна исполинская, высотой несколько метров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий