Завершена реставрация пострадавшей от наводнения «Тайной вечери» Джорджо Вазари

09/11/2016

ФЛОРЕНЦИЯ. В ноябре 1966 года проливные дожди привели к тому, что река Арно вышла из берегов и залила улицы Флоренции. Затопив залы и подвалы музеев и галерей, бушующие воды повредили или разрушили тысячи картин, фресок и рукописей — трагическая потеря для города, который считается родиной Возрождения.
Одной из жертв Арно стала «Тайная вечеря» Джорджо Вазари (The Last Supper, Giorgio Vasari, 1543), итальянского живописца XVI века и автора сборника биографий знаменитых художников его времени.
Джорджо Вазари – «Тайная вечеря» после наводнения 1966 г.
«Тайная вечеря», которая была написана на деревянных панелях, выставлялась в музее базилики Санта-Кроче во Флоренции. Поскольку музей расположен ниже главного собора, работа Вазари оказалась погруженной в смесь паводковых, сточных вод и продуктов нефтепереработки в течение более 12 часов, в результате чего древесина покоробилась, а краска частично смылась.
Теперь, ровно через 50 лет после разрушительного наводнения, картина Вазари вернулась домой в Санта-Кроче после кропотливой реставрации, финансируемой Фондом Гетти и домом моды Prada. Презентация картины состоялась 4 ноября и ознаменовала собой полное восстановление пострадавших от наводнения предметов искусства.
Джорджо Вазари – «Тайная вечеря» после реставрации 2016 г.
“Это наш триумф” — говорит Антуан Вилмеринг (Antoine Wilmering), старший менеджер программы и эксперт по восстановлению древесины.
В течение многих десятилетий реставраторы не хотели даже прикасаться в «Тайной вечере» из-за огромного ущерба, причиненного картине. Вода растворила клей, который держал краску на поверхности дерева, а сами панели сильно потрескались и погнулись после сушки. Для того, чтобы хоть как-то спасти отслаивающуюся от мокрой древесины краску, картину покрыли тонким слоем бумаги. В течение многих десятилетий шедевр просто хранился в запасниках в горизонтальном положении из-за высокой хрупкости.
“Было высказано мнение о невозможности реставрации”, — говорит Марко Цатти (Marco Ciatti), глава известного реставрационного центра во Флоренции, который и реализовал этот проект.
На первом этапе было необходимо избавиться от бумажной корки, затем — провести полную рентгенографию работы, чтобы понять структуру трещин на дереве. Реставраторы были готовы полностью снять живописный слой и перенести на новую деревянную панель. Но после того, как бумага была удалена, стало понятно, что общее состояние картины лучше, чем ожидали эксперты. В результате им удалось сохранить оригинальную панель, а для того, чтобы зафиксировать на ней краску, левкас вводили при помощи хирургических игл.
“Когда мы увидели картину, это было похоже на выздоровление после тяжелой болезни”, — говорит Цатти. — “Эмоции переполняют от того, что нам удалось справиться с делом, которое считалось невозможным, и преподнести эту работу обратно Флоренции”.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий