Девушка с жемчужной сережкой: раскрыта ли тайна известной картины?



Девушка с жемчужной сережкой: знаменитая картина Яна Вермеера и кадр из одноименной экранизации
«Девушка с жемчужной сережкой» - одно из самых известных творение нидерландского художника Яна Вермеера. Эта картина вошла в историю мировой живописи как северная Мона Лиза: безымянная девушка не уступает в красоте и загадочности именитой Джоконде. Главный вопрос, который волнует искусствоведов уже на протяжении более 300 лет: кто изображен на полотне?

Портрет этой девушки знаком, наверное, каждому. Запечатленная вполоборота, она прекрасна: нежная кожа, выразительные глаза, эффектный желто-синий тюрбан на голове. И, конечно же, массивная жемчужная серьга. У зрителя складывается ощущение, что с ее губ вот-вот слетят какие-то слова. Весь образ – динамичный, загадочный.



Девушка с жемчужной сережкой, Ян Вермеер, ок. 1665 г.
Предполагается, что картина была написана в 1665 году. Живой интерес к ней проявился после одноименного бестселлера, написанного под впечатление от картины, современной американской писательницей Трейси Шевалье. В 2003 году история, рассказанная в книге, была экранизирована. Сегодня творение Вермеера находится в коллекции музея Маурицхёйс и активно экспонируется в разных странах мира. Только за последний год картину увидело более 2,2 млн посетителей.



Портрет Яна Вермеера
После выхода книги и фильма на теме того, кем же была загадочная героиня картины, стали активно спекулировать. Выдвигались предположения, что это дочь или любовница художника. Однако сказать достоверно – сложно. Ведь даже о жизни самого Яна Вермеера мы знаем совсем немного. Доподлинно установлено, что кисти нидерландского живописца принадлежат, как минимум, 30 картин, а также что он 15 раз становился отцом.

Картины Вермеера отличаются тем, что он рисовал женщин в домашних интерьерах и не перенасыщал композицию деталями. Кроме того, он всегда оставлял интригу: каждый зритель невольно задумывается, что же норовит сказать девушка?



Девушка с жемчужной сережкой: кадр из фильма
Эмили Горденкер, директор музея, где хранится полотно, рассказывает, что для зрителя в 17 веке это был не портрет конкретного человека, а картина в жанре трони - поплечный рисунок человека с незаурядной внешностью и в оригинальной одежде. Позировали для таких рисунков анонимно. Неестественной выглядит и серьга девушки, она слишком тяжела и была явно надета, чтобы придать экстравагантности образу. Это соответствует жанровым особенностям трони.
По мысли искусствоведа, секрет притягательности картины – в очень точно продуманной композиции. На темном фоне девушка выглядит, как живая, ее рот приоткрыт (то, что редко можно видеть в голландской живописи), и каждый зритель пытается понять, что же она хочет мне сказать.



Бык, Паулюс Поттер, 1647
Правда, популярностью этот портрет Вермеера пользовался не всегда. Еще сто лет назад в моде у зрителей были полотна, выполненные в духе натурализма. Например, востребованной была картина «Бык» Паулюса Поттера. Показательно, что в 1881 году на аукционе в Гааге полотно купили за два гульдена. Мир открыл творчество Яна Вермеера только в последние годы ХХ века, слава пришла к художнику через столетия после его смерти. Показательно и то, что вначале знаменитым стал постер к экранизации книги, а уже потом зрители обратились к картине, написанной Вермеером. «Мы живем в век репродукций», - комментирует Эмили Горденкер.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/101116/32203/

Комментариев нет:

Отправить комментарий